15 апреля 2008
3679

Юрий Шафраник: `Лицом к востоку: приоритеты, ключевые проекты, взаимная ответственность государства и бизнеса` (Часть 1)

I. МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ КОМПЛЕКС СИБИРИ  И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Все мы хорошо знаем, что по своему ресурсно-сырьевому потенциа-лу Российская Федерация является одной из богатейших стран мира. В России открыто и разведано примерно 20 тысяч месторождений полезных ископаемых, в которых сосредоточено свыше 10% мировых разведанных запасов нефти, более 30% - газа, 11% - угля, 26% - железных руд, значи-тельная доля цветных, благородных, редких металлов и алмазов. По объе-му разведанных запасов большинства стратегических видов полезных ис-копаемых Россия занимает первое-третье место в мире. Сырьевой потен-циал, которым располагает наша страна, не есть "мертвое" богатство - из общего числа разведанных месторождений полезных ископаемых более трети введено в промышленное освоение, а минерально-сырьевой ком-плекс, созданный трудом нескольких поколений россиян, представляет со-бой один из ключевых отраслевых комплексов в отечественной экономике (табл. 1).

Таблица 1

Минерально-сырьевой комплекс в экономике России в 2005 г.

 

ПоказательДобыча полез-ных ископаемыхВ % к итогупо России
Номинальный объем ВВП, млрд. руб.                     20709,6
Основные производственные фонды на начало года, млрд. руб.261829,3
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.47413,4
Иностранные инвестиции в текущем году, млрд. долл.611,2
Иностранные инвестиции накоплен-ные, млрд. долл.2219,4
Экспорт в страны дальнего зарубе-жья, млрд. долл.14067,2

Численность занятых, тыс. чел.1071               1,6
Среднемесячная начисленная номи-нальная заработная плата1-го работника, руб.19954233
Сальдированный финансовый резуль-тат, млрд. руб.   80426,8
Рентабельность реализованной про-дукции, %38,014,6
Рентабельность активов, %20,68,4

На сегодняшний день Россия является крупнейшим в мире произво-дителем и экспортером минерального сырья. Стоимость продукции мине-рально-сырьевого комплекса составляет порядка 200 млрд. долл., а исполь-зование недр ежегодно приносит государству 1,5 трлн. рублей доходов rбюджеты всех уровней. За счет освоения сырьевого потенциала формиру-ется почти 10% ВВП страны, 50% доходной части федерального бюджета и более 70% валютных поступлений от экспорта. Вследствие благоприят-ной рыночной конъюнктуры рентабельность активов и продаж произве-денной продукции в минерально-сырьевом комплексе примерно в 2,5 вы-ше, чем в среднем по экономике России.

Развитие отечественногоминерально-сырьевого комплекса характе-ризуется значительной пространственной неравномерностью. Основная часть ресурсов и запасов полезных ископаемых сосредоточена в вос-точных регионах страны - в Сибири и на Дальнем Востоке. Практиче-ски по всем стратегическим видам минерального сырья и топлива суммар-ная: доля этих регионов в структуре российских запасов составляет от 50 до 90% и более.

В силу этого восточные регионы России являются главнымипостав-щиками нефти, природного газа, угля, редких и цветных металлов, золота, серебра, алмазов. Созданные в Сибири и на Дальнем Востоке топливно-энергетические и горнометаллургические промышленные комплексы вносят существенный вклад в обеспечение экономического ростастраны, в формирование положительного сальдо торгового баланса, в наполнение бюдже-тов всех уровней, а также стабилизационного и инвестиционного фондов.

Эффективное использование минерально-сырьевого потенциала вос-точных регионов может не только обеспечить опережающие (по сравне-нию со среднемировыми показателями) темпы развития российской эко-номики, рост благосостояния граждан, но и сохранить значительную часть сырьевых ресурсов для нужд будущих поколений. Но все это не произой-дет само по себе - для реализации имеющихся благоприятных возмож-ностей необходима продуманная государственная политика в мине-рально-сырьевом комплексе, нацеленная не только и не столько на рост объемов производства, сколько на достижение высоких показате-лен эффективности освоения ресурсов.

 

2. ОТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ - К РАЗВИТИЮ:            НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

Глубокий кризис, охвативший российскую экономику в конце 1980-х - начале 1990-х годов не обошел стороной и минерально-сырьевой ком-плекс. В эти годы в России резко сократились объемы добычи полезных ископаемых, а по некоторым видам, например по нефти, меди, алюминие-вому сырью и ряду других,спад производства носил обвальный характер. Но что еще более драматично, произошел фактический развал геологораз-ведочной отрасли, последствия которого сказываются вплоть до настояще-го времени.

Реформы в сфере недропользования, проведенные в 1992-1998го-дах, реорганизация предприятий и отраслей минерально-сырьевого ком-плекса с учетом требований рыночнойэкономики позволили стабилизиро-вать ситуацию и создали необходимые условия для выхода из кризиса и дальнейшего роста производства. Этому также в немалой степени способ-ствовало улучшение общеэкономической ситуаций в стране и благоприят-ная конъюнктура мировых рынков, Благодаря действию названных факто-ров в начале нынешнего столетия в динамике добычи практически всех видов минерального сырья и топлива наметились устойчивые позитивные тенденции. По объемам производства минерально-сырьевой комплекс если и не превзошел, то, по крайней мере, вплотную приблизился к докризис-ному уровню. В производственной сфере главной проблемой сегодняшне-го дня остается проблема подготовки и восполнения разведанных запасов, Несмотря на то, что в развитии геологической отрасли тоже налицо общие положительные сдвиги, темпы подготовки запасов все еще отстают от ди-намики добычи.

Тем не менее, если оценивать ситуацию в целом, можно сказать, что к настоящему времени задача восстановления минерально-сырьевого комплекса страны и ее восточных регионов в основном решена. Перспективы дальнейшего развития связаны с осуществлением десятков мас-штабных инвестиционных проектов по освоению ресурсов практически всех видов полезных ископаемых (табл. 2).

Таблица 2

Инвестиции в основные промышленные проекты

по Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам

на период до 2020 г., млрд. долл.

 

 

ОтраслиСФОДВФОВсего по восточным регионам  
ИнвестицииПроекты
Нефтегазовая промышлен-ность47,6—51,174,0-89,3121,6-140,415 
Угольная промышленность2,4-4,42,6-4,44,9-8,710  
Тепловая энергетика6,4-8,212,4-13,118,8-21,317  
Гидроэнергетика14,610,825,48
Черная металлургия1,03,34,35
Цветная металлургия9,6-11,04,8-5,514,3-16,522
Лесной комплекс4,5-4,61,56,5-6,610
Транспортная инфраструк-тура2,44,26,714
Итого88,5-97,3113,6-132,1202,6-229,9101

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая инвестиционная емкость наиболее крупных и значимых про-ектов (с учетом комплекcирующих проектов по переработке сырья, в энер-гетическойи лесной отраслях и в инфраструктурной сфере), находящихся на той или иной стадии подготовки и реализации, на период до 2020 г. со-ставляет 200 -230 млрд. долл. И это только по Сибирскому и Дальнево-сточному федеральным округам. Если же учесть нефтегазовые проекты Севера Западной Сибири (включая Ямальский), то предполагаемая сумма инвестиций возрастет еще на 100-125 млрд. долл. Таким образом, инвестиционная емкость проектов, непосредственно связанных с развити-ем минерально-сырьевого комплекса в регионах к востоку от Урала, оценивается примерно в 250-300 млрд. долл., что как минимум в 2,5 раза превышает современную стоимость основных производственных ак-тивов отрасли.

Среди регионов Сибирского я Дальневосточного ФО наибольшее число проектов предполагается реализовать в Красноярском крае (16), Ир-кутской области (13) и Якутии (12), а лидером по объему планируемых ин-вестиций является Сахалинская область (67 млрд. долл.), что связано с осуществлением нескольких проектов по освоению нефтегазовых ресурсов на шельфе Охотского моря (рис. 2). В отраслевом разрезе наибольшая часть инвестиций приходится на нефте- и газодобычу -120-140 млрд. долл. (более 80 %), - а сучетом западносибирских проектов это составит величину в 220 -265 млрд. долл. или более 90% от всех инвестиций в мине-рально-сырьевой комплекс восточных регионов страны.

  

Говоря о перспективах развития минерально-сырьевого комплекса, следует четко разделять дватипа задач:

1)                       по развитию производств, связанных с добычей и последую-
щей переработкой минерального сырья

2)           по воспроизводству сырьевой базы добывающих производств,
поиску и разведке запасов полезных ископаемых.

Осуществляемые и готовящиеся к реализации инвестиционные про-екты в основном связаны с вовлечением в хозяйственный оборот уже открытых запасов минерального сырья и топлива. Между тем по большинству видов полезных ископаемых в настоящее время происходит сокращение разведанных запасов, подготовка которых отстает от роста до-бычи. Именно по этой причине одной из важнейшихзадач в минераль-но-сырьевом комплексе, требующих безотлагательного решения, яв-ляется ускоренное развитие геологоразведочных работ.

Поскольку геологоразведка в нашей стране в значительной степени финансируется за счет бюджетных средств, необходимо определить госу-дарственные приоритеты и по видам полезных ископаемых, и терри-ториям выполнения работ. Современная политика Министерства при-родных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию исходит из того, что приоритеты в геологоразведке должны определяться с учетом вклада тех или иных видов полезных ископаемых и в экономику страны, обеспеченности добычи запасами и ресурсами, а также прогнозируемых уровней потребления минерального сырья в будущем. Исходя из этих тре-бований, в качестве приоритетных выделяются две группы полезных ископаемых:

• во-первых, те виды минерального сырья и топлива, которые обес-печивают основной объем валютных поступлений и наполнение бюджета (прежде всего нефть и газ);


• во-вторых, импортируемые и дефицитные виды минерального сырья, которые Россия вынуждена ввозить - хром, марганец, титан, уран, а также большая группа неметаллических полезных ископаемых.

Такой подход представляется вполне обоснованным. Но если учесть условия и факторы, связанные с решением проблем социально-экономического развития восточных территорий, в качестве специально-го приоритетного направлении в сфере геологоразведки следует рас-сматривать работы по изучению и подготовке сырьевой базы произ-водств, способствующих комплексному развитию восточных террито-рий. Это тем более важно, поскольку по нефти, газу и большинству видов твердых полезных ископаемых основные работы Федерального агентства по недропользованию планируется сосредоточитьименно на востоке стра-ны.

В качестве особой задачи можно выделить проблему освоения шельфов арктических и дальневосточных морей. На долю шельфов прихо-дится половина площади нефтегазоносных провинций страны и значи-тельная часть ресурсного потенциала, которая пока еще в очень малой сте-пени вовлечена в хозяйственный оборот. Поэтому активизацию морских работ на труднодоступных восточных шельфах Арктики следует считать одним из приоритетных направлений в сфере геологоразведки.

Общий потребный объем финансирования геологоразведочных работ на период до 2020 г., по самым скромным оценкам, должен составить око-ло 60 млрд. долл., в том числе за счет федерального бюджета - 6,5 млрд. долл. ("инерционный" вариант долгосрочной программы воспроизводства минерально-сырьевой базы). Для достижения равновесия между добычей и приростом запасов полезных ископаемых, в соответствии с "перспектив-ным" вариантом программы, всего необходимо будет затратить примерно 85 млрд. долл., в том числе за счет бюджетных источников - более 9 млрд. долл. Учитывая территориальные приоритеты в развитии геологоразведочных работ, величину затрат на подготовку сырьевой базы добывающих отраслей в восточных регионах страны можно оценить в 40- 60 млрд. долл., из которых до 6-7 млрд. долл. должно быть профинансировано за счет федерального бюджета.

3. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

Масштабность количественных параметров предстоящего развития минерально-сырьевого комплекса не может не впечатлять. Но цифры объ-емов добычи и разведки запасов, предполагаемой величины инвестирова-ния средств сами по себе не дают ответа на вопрос: а зачем все это нуж-но? Намечая перспективы роста объемов производства, необходимо заду-маться о фундаментальных целях и задачах дальнейшего развития с учетом всего спектра новых условий экономического, социального и политического характера.

При этом нужно отчетливо осознавать, что быстрый рост объемов производства в минерально-сырьевом комплексе на стадии его восстанов-ления был обеспечен главным образом за счет;

             вовлечения в хозяйственный оборот ранее разведанных и под-готовленных к промышленной эксплуатации запасов полезных ископае-мых;

             использования апробированных в мировой практике техноло-гий и оборудования, которые прежде были недоступны отечественным горнодобывающим предприятиям;

             перехода к традиционным для рыночной экономики методам управления и организации производственных и экономических процессов.

Перечисленные выше факторы в значительной степени уже исчерпа-ли свой ресурс действия, поэтому для дальнейшего устойчивого развития минерально-сырьевого комплекса страны и ее восточных регио-нов необходимо включить новые рычаги, адекватные новым мас-штабным целям и задачам.

Реалии нашего времени таковы, что в развитии минерально-сырьевого комплекса задачи узко экономического свойства, связанные с обеспечением роста поставок сырья и топлива на внутренний рынок и на экспорт, отходят на второй план, уступая свое место задачам бо-лее широкого значения.

Экономический кризис в России привел к значительному ослабле-нию, а порою - к полному исчезновению прежних межрегиональных хо-зяйственных связей. В наибольшей степени от этого пострадали восточные регионы страны, многие из которых оказались почти в буквальном смысле слова отрезанными от "центра", от европейской части России. Спад в эко-номике восточных регионов во многих случаях был более глубоким, чем в среднем по стране. Начались крайне негативные социальные процессы, связанные с оттоком и сокращением общей численности населения. Ми-грационный отток, принявший массовый характер, ведет к ухудшению структуры населения, поскольку в основном уезжают люди наиболее мо-лодые, активные, образованные и востребованныев других регионах, что лишает Сибирь и ДальнийВосток значительной части трудовых ресурсов. Рост различий между регионами в уровне социально-экономического раз-вития чреват многими негативными последствиями, в частности, дальней-шим ростом социальной напряженности. А все вместе взятое это следует рассматривать как прямую угрозу территориальной целостности и эко-номическому суверенитету страны.

Другой не менее важный аспект современного развития связан с обеспечением геополитических интересов России в условиях процессов глобализации. Кто бы и что бы ни говорил о превращении России в сырье-вой придаток экономически развитых государств мира, непреложным фактом остается то,что сегодня ни одна страна не можетобойтись без сырья и топлива. Россия же располагает минерально-сырьевым потенциалом, по своему размеру значительнопревосходящим ее собственные потребности. И было бы крайне недальновидным не использовать имеющиеся возмож-ности для развития международных экономических связей и укрепления позиций страны на мировой арене, используя фактор взаимной зависи-мости между поставщиками и потребители ми топливио-сырьевых ре-сурсов. При этом для России наиболее важным представляется:

             соблюдение справедливых ценовых паритетов во внешней тор-говле;

             расширение географии  экспорта (прежде всего за счет динамично развивающихся стран АТР) с целью недопущения зависимости от отдельных региональных рынков;

             постепенное замещение в структуре экспорта необработанного сырья продуктами более высокойстепени обработки с большей добавлен-ной стоимостью.

Сейчас уже можно смело констатировать, что Россия вновь стоит перед "лицом" Востока - в решении задач по налаживанию и расшире-нию взаимовыгодных экономических отношений с государствами АТР ви-дится новая база для повышения динамичности собственного экономиче-ского и общественного развития. Интеграция с Западом показывает, что наше участие в ней зарубежные партнеры зачастую понимают очень при-митивно и однозначно, рассматривая Россию просто какисточник поста-вок сырья и энергоресурсов. Восточный вектор экономической политики может дать не только ускорение темпов освоения минерально-сырьевой базы, но и способствовать формированию нового места нашей страны в системе мирохозяйственных связей.

Иестественно в рамках "восточной политики", нив коем случае нельзя противопоставлять друг другу, рассматривать в качествевзаимной альтернативы решение задач по расширению экспорта продукции мине-рально-сырьевого комплекса и высокотехнологичных отраслей экономики. Нужно использовать все имеющиеся возможности, а не пытаться разре-шить надуманные дилеммы "или - или".

Точно также в экономике восточных регионов страны нельзя противопоставлять минерально-сырьевой комплекс несырьевым от-раслям, а нужно прилагать всемерные усилия для развития обеих со-ставляющих регионального хозяйства. При тгом не следует забывать, что в развитии минерально-сырьевого комплекса у России по сути дела просто нет иной альтернативы, как использовать потенциал Сибири и Дальнего Востока, Уж так распорядилась сама природа, наделив восточ-ные регионы богатствами, которых нет в других частях нашей страны. Но осваивать эти богатства нужно не по принципу "взял и ушел", а таким об-разом, чтобы создать основу для долговременного социально-экономического развития территорий и расширения всего спектра межрегиональных взаимодействий. Только таким пидится путь, позво-ляющий решить сразу две стоящие перед нами задачи: во-первых, обеспе-чить эффективное развитие минерально-сырьевого комплекса; а во-вторых, сохранить и усилить российскую государственность за счет проч-ных позиций на востоке страны.

4. УГРОЗЫ И РИСКИ. ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ

Реализация эффективных стратегий по освоению минерально-сырьевого потенциала восточных регионов страны сталкивается с серьез-ными препятствиями, имеющими в основном институциональную природу. Главная проблема заключается в том, что государству в лице фе-деральных органов власти и управления пока что не удалось сформулировать внятные позиции ни по отношению к минерально-сырьевому комплексу, ни в вопросах региональной политики. Данное обстоятель-ство значительно повышает риски осуществления инвестиций в крупные капиталоемкие проекты по освоению ресурсного потенциала Сибири и Дальнего Востока, особенно в малообжитых и не обустроенных районах, удаленных от сложившихся промышленных центров.

Совершенно очевидно, что вопрос освоении минерально-сырьевых ресурсов и развития восточных регионов страны - это пре-жде всего вопрос привлечения инвестиций. Однако современный инве-стиционный климат в российской "экономике во многом выглядит хуже даже по сравнению с тем, что существовал в начале и в середине 1990-х годов, когда мы только-только приступили к проведению масштабных экономических реформ. В то время основные инвестиционные риски свя-зывались с экономической нестабильностью, неустойчивостью норматив-но-правовой среды, не вполне четким распределением полномочий между различными органами управления, непрозрачностью и частыми измене-ниями налоговой системы и т.п. - все это имело место и было вызвано пе-реходным характером экономики. При проведении реформ мы зачастую действовали методом проб и ошибок, что также приводило к усилению не-стабильности.

В настоящее время многое изменилось. Стабилизировалась общая ситуация в экономике, приняты налоговый и бюджетный кодексы, запол-нена значительная часть ранее существовавших законодательных брешей, устоялась система государственного администрирования и контроля, т.е. "правила игры" стали более понятными и прозрачными, но и более консервативными. В чем это заключается?

I. В России сейчас действует унифицированная и весьма про-зрачная система налогообложения, но имеющая выраженный фискальный характер и не дающая почти никаких стимулов для инновационной деятельности и осуществления инвестиций, особенно, в крупные капиталоем-кие проекты,

2.                        Государство усилило свое прямое участие в ключевых отрас-лях экономики через подконтрольные компании (такие, как "Газпром", "Роснефть", "Транснефть" и др.), тем самым ясно высказывая свое недоверие частному бизнесу, для которого оказались фактически закрытыми обширные сферы деятельности, например, магистральный трубопроводный транспорт.

3.           Воздвигнуты барьеры для участия иностранного капитала при освоении ресурсных объектов, получивших статус стратегических и, в ча-стности, при освоении месторождений нефти и газа на морском шельфе, которые перешли под полный государственный контроль.

4.           В минерально-сырьевом комплексе доминирующее положение занимают крупные компании (в том числе полугосударственные), а доля независимых малых и средних производителей с каждым годом неуклонно
снижается, что ведет к усилению монопольных тенденций и подавлению конкуренции. Государство же никоим образом не контролирует процесс слияний и поглощений    боле того, расширение полугосударственных хозяйственных структур происходит в основном за счет покупки активов и
поглощения все тех же независимых компаний.

Перечисленные выше обстоятельства на практике создают целую систему антистимулов для осуществления инвестиций в развитие ми-нерально-сырьевого комплекса и освоение новых территорий на вос-токе страны. А по сути это означает, что государство просто не знает, в каком направлении нужно двигаться при дальнейшем проведении эконо-мических реформ и как выстраивать взаимоотношения с частным бизне-сом, а потому выбирает для себя путь наименьшего сопротивления, дейст-вуя по старому "доброму" принципу: "держать и не пущать". Как следст-вие, благие намерения государства по широкомасштабному освоению ресурсного потенциала восточных регионов страны приобретают сугубо дек-ларативный характер, а в реальной действительности все сводится к реали-зациисчитанного числа крупных инвестиционных проектов, связанных в основном с внешнеполитическими интересами (например, строительства трубопроводной системы ВСТО и освоения нефтегазовых ресурсов Вос-точной Сибири и Якутии).

Одну из главных угроз для эффективного освоения ресурсного по-тенциала и для достижения целей социально-экономического характера, которую ни в косм случае нельзя недооценивать, представляет монополи-зация минерально-сырьевого комплекта. По большинству видов полез-ныхископаемых (включая стратегические природный газ, никель, алмазы, металлы платиновой группы и проч.) на долю одной компании приходится свыше 35 % объемов производства, что превышает критический порог да-же по действующему и далеко не идеальному антимонопольному законо-дательству,в котором вообще никак не трактуются ситуации коллективно-го или регионального монополизма. Если же учесть названные формы про-явления монополизма, то к числу монопольных видов деятельности в ми-нерально-сырьевом комплексе можно отнести процессы освоения едва ли не всех видов полезных ископаемых.

Монополизм в минерально-сырьевом комплексе создаст серьез-ные преграды для повышения эффективности производства, сниже-ния издержек, внедрения новых технологий и организационных реше-ний. Какие стимулы для инноваций могут быть у крупной компании-монополиста, если у нее нет реальныхконкурентов в борьбе за источники сырья и она может диктоватьцены на рынке? Ответ выглядит вполне оче-видным: практически никаких. Даже конкуренция на мировых рынках не может побудить наши крупные компании к инновационному развитию и сокращению издержек. В условиях благоприятнойконъюнктуры компании и при нынешнем технологическом уровне получают приемлемую прибыль,

а если конъюнктура ухудшается, они просто сворачивают свою производ-ственную и инвестиционную деятельность и, прежде всего, в сфере геоло-горазведки и подготовки запасов.

Другим следствием монополизма является неэффективное ис-пользование имеющеюся сырьевого потенциала. И безусловно прав Министр природных ресурсов РФ Ю,П. Трутнев, который, представляя на заседании Правительства РФ программу воспроизводства минерально-сырьевой базы, отметил, что "когда одна или две компании контролируют весь сырьевой рынок страны и при этом им переданы практически все раз-веданные запасы, надеяться на их инвестиции в развитие ресурсной базы, геологоразведочные работы не приходится". Другая сторона проблемы за-ключается втом, что от 25 до 60 % распределенных запасов ключевых по-лезных ископаемых в России не осваивается, а лежит "мертвым грузом" на балансе крупных компаний. Наращивая свою сырьевую обеспеченность, последние не столько заботятся о развитии производства, сколько о повы-шении капитализации. При этом расширение сырьевых активов в значи-тельной степени, если не полностью, происходит за счет поглощения наи-более успешных независимых компаний, осуществляющих реальные инве-стиции в разведку и освоение новых месторождений. Такая практика стала типичной, к примеру, в нефтяной и газовой промышленности, и - что наи-более печально се активное используют не только крупнейшиечастные, но и подконтрольные государству компании, тем самым действуя вразрез с национальными интересами. А последние, как известно, предполагают поддержание и усиление конкуренции в экономике, в том числе и в мине-рально-сырьевом комплексе.

Доминирующее положение крупных компаний и угнетение ма-лого и среднего бизнеса находится в явном противоречии с нацио-нальными экономическими интересами и интересами отдельных ре-гионов, которые нередко попадаютв полную зависимость от одной компании-нелрополъзователя. Сложившаяся ситуация в большей степени ха-рактерна для колониального типа освоения сырьевых территорий, что ста-вит под сомнение возможность решения фундаментальных задачпо разви-тию восточных регионов, понимаемых в контексте сохранения российской государственности и экономического суверенитета страны.

И, конечно же, наиболее общие, можно сказать, стратегические уг-розы и риски для освоения минерально-сырьевого потенциала вос-точных регионов страны связаны с неясностью целей и приоритетов на государственном уровне. Федеральные власти до сих пор так и не оп-ределились в вопросе о том, каковы должны быть роль и место восточных и северных территорий в экономике страны. Как следствие, очень противоре-чивы "сигналы" бизнесу со стороны государства. Чего стоит хотя бы за-тяжная дискуссия, ведущаяся при активном участии МЭРТ, о нецелесооб-разности развития Сибири и севера страны. В одну тональность с позицией МЭРТ звучат и высказывания некоторых высокопоставленных чиновников Минфина, смысл которых сводится ктому, что, дескать, зачем нужно зани-маться комплексным развитием территорий, если запасы полезных ископае-мых там рано или поздно кончатся и жить там будет некому? Столь недаль-новидная позиция правительственных органов по вопросам, имеющим прин-ципиальное значение для развития страны и ее сохранения как целостного го-сударства, представляется весьма и весьма опасной.

5. НУЖНЫ НОВЫЕ ПОДХОДЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

В сложившихся условиях необходимы новые подходы к освоению минерально-сырьевых ресурсов па востоке страны, основанные па инновациях в широком смысле слова, т.е. не только производственно-технологических, но и организационно-экономических. Действие инструментов стратегии по освоению ресурсов должно быть нацелено на увели-чение отдачи от инвестиций, сокращение издержек и рисков, что выступа-ет в качестве объективной основы для повышения инвестиционной при-влекательности проектов и конкурентоспособности продукции.

Фактор сокращения издержек имеет особое значение, если учесть, что по качественным параметрам запасов многих видов полезных иско-паемых (нефти, железных руд, сырья для производства алюминия, свинца, цинка, олова, меди и др.) Россия уступает своим основным зарубежным конкурентам. Относительно невысокое качество сырьевой базы, концен-трация новых перспективных месторождений в труднодоступных районах с неразвитой инфраструктурой и сложными природно-климатическим ус-ловиями создают предпосылки дляроста капиталоемкости и себестоимо-сти добычи. Поэтому в производственно-технологическом планеакцент должен быть сделан:

         на решении задач по воспроизводству минерально-сырьевой базы, по ускорению темпов геологоразведочных работ и переводу про-гнозных ресурсов в категории промышленных запасов;

         на использованииновых эффективных технологий разведки запасов и добычи полезных ископаемых;

         на применении рациональных инженерных решений при обу-стройстве месторождений и прилегающих территорий;

         на   опережающем   развитии   инфраструктуры   перспективных территорий и, в первую очередь, транспортной.

Возможности реализации проектов во многом определяются со-стоянием организационно-экономической среды - тем, насколько она способствует сокращению прямых затрат наосвоение ресурсов и косвен-ных издержек, т.е. дополнительных расходов, связанных с различными факторами риска. Соответственно,организационно-экономические мерыдолжны иметь целью:

          стимулирование потенциальных недропользователей к приме-
нению новых технологий и рациональных инженерных решений;

         создание благоприятных условий для привлечения капитала, в частности, снижение инвестиционных рисков за счет использования раз-личных инструментов государственной поддержкии регулирования;

         выявление ключевых проектов, формирование групп такого рода  проектов и реализация "коридоров развития" минерально-сырьевого ком-плекса и комплексного социально-экономического развития территорий;

         организация процесса собственно привлечения инвестиций для осуществления конкретных проектов и в развитие тех или иных террито-рий на конкурентной основе;

         координация действий инвесторов и операторов проектов с це-лью достижения максимальной эффективности развития целых террито-рий, а не только освоения отдельных месторождений полезных ископае-мых.

При этом важно, чтобы меры организационно-экономического воздействия были не фрагментарными, а носили комплексный харак-тер и представляли собой целостную государственную политику с четко обозначенными приоритетами и целями, а также средствами их достижения. Разработка и реализация такой политики является главной задачей государства, которое должно понять, что отдельными, даже самы-ми правильными, полумерами и плохо связанными друг с другом реше-ниями сегодня уже не обойтись.

Сказанное, например, относится к недавнему введению льгот по на-логу на добычу полезных ископаемых при освоении новых нефтяных ме-сторождений Восточной Сибири и Якутии. Это бесспорно правильное и необходимое решение, позволяющее снизить инвестиционные риски, и его в той или иной степени следует распространить на другие территории и другие виды полезных ископаемых. Но этого явно недостаточно, если учесть масштабность и сложность задач по освоению сырьевого потенциа-ла восточных регионов. Поэтому меры налогового стимулирования с необ-ходимостью должны быть дополнены другими рычагами воздействия, ко-торые в своем сочетании должны способствовать формированию полно-ценных и взаимовыгодных партнерских отношений между государством и частным бизнесом.

Учитывая значимость внешнеэкономических и внешнеполитических аспектов в развитии минерально-сырьевого комплекса на востоке страны, хотелось бы обратить особое внимание на проблему государственной поддержкироссийских экспортеров сырья. У нас почему-то принято считать, что сырьевые товары, в особенности нефть и газ, сами пробьют себе дорогу на мировые рынки, а конкурентоспособность этих товаров не вызывает сомнений. Однако качественные характеристики российских за-пасов полезных ископаемых во многих случаях хуже среднемировых, что объективно обусловливает и более высокий уровень издержек в добыче. Для усиления конкурентных позиций наших производителей на мировых рынках необходима целенаправленная государственная поддержка, кото-рая в настоящее время фактически отсутствует (причем не только в отно-шении сырьевых товаров, но и продукции высокотехнологичных отраслей экономики).

В данном вопросе нам следует использовать опыт многих зарубеж-ных стран, где государственная экспортная политика является одним из наиболее эффективных инструментов развития внешней торговли и эко-номики в целом. Экспортная политика России в отношении продукции минерально-сырьевого комплекса должна не только стимулировать продвижение сырьевых товаров па новые рынки, но и способствовать общей активизации внешнеэкономической деятельности. Наш ресурс-ный потенциал и наш сырьевой экспорт следует целенаправленным обра-зом использовать как инструмент для расширения сотрудничества с зарубежяымистранами во всех сферах экономики. Необходимо как можно скорее сформировать "условный" характер сырьевого экспорта, отда-вая приоритеты тем странам и рынкам, которые в большей степени готовы принять продукцию отечественной обрабатывающей про-мышленности и ее высокотехнологичных отраслей. Нужно также учи-тывать, что эффективная экспортная политика и открытость государства для сотрудничества с частными производителями экспорте"-ориентированных товаров являются важнейшими факторами для станов-ления благоприятного инвестиционного климата в России и расширения притока инвестиций в экономику. А вопрос успешного развития мине-рально-сырьевого комплекса на востоке страны - это, как уже отмечалось выше, прежде всего вопрос инвестиций.

Поднять восточные регионы России, опираясь только на экономиче-ские подходы в узком смысле слова, по-видимому, невозможно.Серьез-ным элементом государственной региональной экономической политики до 1990-х годов было создание привлекательного, положительного имиджа Сибири и восточных регионов страны, в том числе, по матери-альному благосостоянию. Сибирь была географическим идолом целого по-коления людей со второй половины 1950-х до второй половины 1970-х го-дов, была привлекательна для потоков населения из европейской части, а среди приезжавших на работу была преимущественно молодежь. Парал-лельно росло народонаселение. Сейчас этот особый имидж фактически ис-чез, анаселение сокращается. Восстановить былой образ Сибири и Даль-него Востока чрезвычайно трудно, на это потребуется немало времени. Единственный способ видится в создании высокооплачиваемых рабочих мест. Но парадокс заключается в том, что, с одной стороны, восточные ре-гионы являются основной топливно-энергетической и сырьевой базой страны, и в минерально-сырьевом комплексе проблема заработной платы, рабочих мест во многом решена на приемлемом уровне. С другой стороны, преобладающая часть населения и рабочих мест сосредоточена в обраба-тывающей промышленности, включая предприятия ВПК, науку, образова-тельный комплекс и так далее, где заработная плата одна из самых низких. Поэтому мы и говорим о необходимости придания проектам по освое-иню минерально-сырьевой базы на востоке страны комплексного со-циально-экономического характера, их увязки с задачами развития территорий и создания благоприятного социального климата. В этом видится и ответственность федерального центра, и региональных властей. и бизнеса.

 

http://www.shafranik.com/rus/article.asp?id=168

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован