10 июля 2008
3221

Владимир Кара-Мурза: Самое удивительное в развитии современной России - это новое поколение

Владимир Владимирович Кара-Мурза - российский журналист, член Федерального политсовета СПС, один из лидеров российской демократической оппозиции. Родился 7 сентября 1981 года в Москве. В 2003 году окончил исторический факультет Кембриджского университета (Великобритания). С 2004 года - собственный корреспондент, руководитель бюро телекомпании RTVI в Вашингтоне (США). Член Союза журналистов России и Международной федерации журналистов. В 2005 году снял четырехсерийный документальный фильм об истории диссидентского движения в СССР "Они выбирали свободу".

- Владимир, вы еще достаточно молодой человек, но вместе с тем достаточно активный и продуктивный, как в общественно-политической, так и профессиональной сфере. Казалось бы, просто блестящая карьера "нового русского" в лучшем смысле этого слова. Ан нет, вас тянет на связи с диссидентами, оппозицией, которая в России всегда считалась уделом не самых удачных людей. В чем причина такой жизненной ориентации?

- По-моему, неудачники - как раз те, кто думают только о деньгах и карьере. Для нормальной жизни нужна гражданская позиция, чувство ответственности, в конце концов, элементарная порядочность. Делать деньги и помалкивать, когда в твоей стране преследуют несогласных, убивают журналистов, льют потоки лжи с телеэкранов и фальсифицируют выборы, когда в тюрьмах сидят политзаключенные, - неприлично. "Авось меня не коснется..." Кстати, в итоге, как правило, касается всех. Молчать в такое время, оставаться в стороне, значит соглашаться с этим. Наталья Евгеньевна Горбаневская как-то сказала мне, что выход на Красную площадь в августе 1968-го для нее был поступком эгоистическим: хотелось иметь чистую совесть. Разумеется, не каждый человек обязан идти на баррикады, но следовать известному солженицынскому принципу - "жить не по лжи" - под силу каждому. Для меня жизнь не по лжи в нынешних условиях означает сопротивление установленному в моей стране авторитарному режиму.

- Как жизнь и работа в Америке, в Вашингтоне, влияет на ваше мировоззрение? Что в американской модели хорошо, а что плохо?

- Для того чтобы иметь право рассуждать о какой-то стране - неважно, критиковать ее или хвалить, - нужно знать ее изнутри, поэтому пребывание здесь, возможность вплотную рассмотреть вашингтонскую политическую "кухню", конечно, интересный и полезный опыт. Стараюсь смотреть на Америку объективно, как сторонний наблюдатель: здесь ведь у меня только временное место работы - домом была и остается Россия. Конечно, на фоне наших сегодняшних "выборов" с их заранее известным результатом интересно следить за здешней оживленной президентской кампанией, где есть реальная борьба, интрига, схватка идей. Наверное, главный итог моих наблюдений за время, проведенное здесь, - это очередное подтверждение того, что демократия - наиболее приспособленная для жизни система, лучшая гарантия от злоупотреблений власти. Во власти ведь во всех странах, даже в самых демократических, достаточно людей нечистоплотных, непорядочных, с авторитарными замашками. Разница в том, что в демократических условиях им никто не даст "разгуляться". Помните историю с незаконной прослушкой телефонных разговоров, которую несколько лет назад вели американские спецслужбы? Хватило одной громкой публикации в "Нью-Йорк таймс" - и эта практика была прекращена. Или вспомним прошлогодний скандал с оказанием политического давления на федеральных прокуроров. Серия открытых слушаний в Конгрессе, подробное освещение в средствах массовой информации - и генеральный прокурор Гонсалес вынужден выйти в отставку. А у нас, как мы помним, когда телеканал НТВ рассказывал о коррупции во власти, результатом стало не увольнение коррупционеров, а государственный захват телеканала...

- Самое удивительное в развитии современной России - это именно новое поколение, которое почему-то выбрало не свободу, а как раз рабскую ментальность отцов и дедов. Ксенофобия, ярый национализм, неистовая самоцензура, обожествление очередного "генсека-президента-царя"... - откуда это? В этом смысле вы, Володя, редкое исключение. В чем секрет такого рецидивного советизма молодого поколения?

- Не будем оценивать все поколение по холопствующим "нашистам"... В рядах демократической оппозиции большое количество честных, неравнодушных и патриотичных, в самом хорошем смысле этого слова, молодых людей. Очень многих я встретил во время президентской кампании Буковского. А те, кто готов за 200 рублей в час или за "зачет" в институте идти на официальный митинг и скандировать там по бумажке хвалы очередному вождю, - Бог им судья. Когда режим начнет разваливаться, ни один из них не пойдет его защищать. И никакого "обожествления царя" или даже искренней ксенофобии там нет, поверьте, - исключительно цинизм, беспринципность и карьерные соображения.

- Теперь поговорим о личном. Вы происходите из известной семьи, ваш отец Владимир Кара-Мурза-старший является очень популярным телеведущим. Расскажите о своем роде. Откуда такая экзотическая фамилия?

- Наш род - очень старинный, корнями уходит в эпоху Золотой орды. "Кара-Мурза" по-тюркски означает "черный князь". Но наши предки давно обрусели, приняли православие. Николай Михайлович Карамзин - из нашего рода. Мой прадед, Сергей Георгиевич Кара-Мурза, был на рубеже веков известным московским адвокатом и театроведом, в начале XX века написал первый либеральный проект закона о печати. Он жил в знаменитом доме страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре, каждый вторник, до самого 1917 года, у него на квартире собирался литературный салон - Цветаева, Бенуа, Волошин, Вера Инбер... Эренбург в своих воспоминаниях "Люди, годы, жизнь" пишет: "Собирались мы часто у Кара-Мурзы". А соседом прадеда по дому был первый председатель Государственной думы Сергей Муромцев. При советском режиме судьба нашей семьи, как и большинства российских семей, сложилась непросто. Мой дед, Алексей Сергеевич (историк, фронтовой журналист) прошел через сталинские лагеря, его арестовали в 1937-м с замечательной формулировкой: "продолжал дружбу с троцкистом Цвиллингом". То есть, по логике советской власти, если твой друг попал в беду, от него нужно немедленно отречься, предать... Прадеда по линии бабушки в 1938-м расстреляли, а бабушку в четырехлетнем возрасте отправили в приемник НКВД для "детей врагов народа" (он тогда находился в Даниловом монастыре). Мой отец, Владимир-старший, на советскую власть принципиально не работал и устроился на работу уже в 1992-м, в программу Евгения Киселева "Итоги". Так он стал тележурналистом, хотя по первому образованию историк (как и дед, как и я). По его трудовой биографии можно изучать историю независимого телевидения в России: НТВ, ТВ-6, ТВС, RTVI... Мой дядя, Алексей Кара-Мурза, - философ, историк российского либерализма. А вообще, у нас в семье много разных кровей: русская, еврейская, латышская, татарская, армянская, греческая... А родственники жены - из кубанских казаков. Так что у моей дочери получилась очень насыщенная родословная.

- Вы были одним из главных инициаторов выдвижения Владимира Буковского кандидатом на пост президента России. Идея, прямо скажем, нетривиальная, чисто диссидентская по сути. Что привело вас к такой идее?

- Первоначально эта идея возникла как моральный протест. Коль скоро у власти в стране находятся последователи Андропова, называющие демонтаж советской империи "крупнейшей геополитической катастрофой XX века", долг оппозиции - предложить обществу четкую, осмысленную и нравственную альтернативу. При этом выдвинуть такого человека, который имел бы безусловный авторитет в обществе, без различия партий и групп. Вряд ли можно найти более подходящего кандидата, чем Владимир Буковский. Это совершенно бесспорная фигура - человек, ценой собственной свободы боровшийся за свободу своей страны, никогда не шедший на компромисс с совестью, не мирившийся с подлостью и преступлениями власти, человек, которого бросали в лагеря и тюрьмы, но так и не смогли ни запугать, ни сломать, ни купить (говорят, чекисты до сих пор преподают его дело в своей академии). А потом эта акция морального протеста переросла в нечто гораздо большее. Признаюсь честно, мы поначалу не ожидали, что инициатива найдет такой отклик в стране. О своей поддержке заявили тысячи людей со всех концов России - местные группы по выдвижению Буковского возникли в 28 регионах, в буквальном смысле от Калининграда до Сахалина. В федеральную инициативную группу вошли известные писатели, юристы, деятели культуры, представители разных демократических партий. Кандидатуру Буковского на выборах официально поддержала партия "Яблоко". Наша кампания подняла настоящую общественную волну - и это при полном замалчивании на государственном телевидении и довольно активном давлении властей (сразу после выдвижения Буковского стало известно, что против четырех членов инициативной группы возбуждено уголовное преследование, петербургских активистов задержали и конфисковали литературу, самого Буковского чуть не арестовали в Петербурге!). Я никогда не забуду, как в декабре у московского Музея Сахарова 800 человек ждали семь часов на морозе, чтобы поставить свою подпись в поддержку выдвижения Буковского на президентских выборах (люди просто не могли вместиться в здание: большой концертный зал, который мы сняли для проведения собрания, накануне отменила ФСБ). Поэтому когда вам говорят, что в российском обществе повсеместно царят апатия и цинизм, не верьте. Там был настоящий общественный подъем, люди шли по зову сердца, без всяких "административных ресурсов". Ни один кандидат в президенты не собрал столько людей при своем выдвижении, как Буковский. Понятно, что послушная избирательная комиссия тут же приняла "правильное" решение об отказе в регистрации, но цель-то была в другом, и эта цель достигнута: своим возвращением в российскую политику Владимир Буковский дал демократической оппозиции шанс на возрождение, на консолидацию, придал ей новый импульс. Это единственный человек, который способен усадить за один стол всех наших демократических лидеров, которого в равной степени уважают и Борис Немцов, и Григорий Явлинский, и Михаил Касьянов, и Гарри Каспаров, и Никита Белых. Неслучайно именно Буковского в апреле попросили открыть петербургское Демократическое совещание.

- Вы с 16 лет занимаетесь журналистикой. Это одна из древнейших профессий... но что это? На Западе принято считать журналистику "зеркалом", которое лишь отражает действительность. Отсюда любая статья - это балансирование между pro и cons. На Востоке и в России журналистика больше напоминает "прожектор", то есть явление в известной мере субъективное, личностное. Соединить первое понимание журналистики со вторым мне представляется невозможным: зеркало не светит, а прожектор не отражает. Ваше мнение?

- Совершенно с вами согласен. Журналистика и публицистика - просто-напросто разные жанры, которые смешивать нельзя. Задача газетной статьи или телерепортажа - донести до аудитории информационный факт и представить максимально полный спектр мнений. В публицистической статье, наоборот, главное - мнение самого автора, в этом весь ее смысл. Когда же информацию и мнение смешивают в одном, получается пропаганда...


Тенгиз Гудава, "Русская Германия"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован