28 сентября 2001
4353

Темур Чхеидзе: `Одной правды не бывает`

- Темур Нодарович, эта "Антигона" - далеко не первая в вашей режиссерской биографии. Вы ставили ее и на грузинской сцене, и на русской: в БДТ им. Товстоногова в Петербурге, там Антигону играет Мария Лаврова, Креона - российская звезда Олег Басилашвили. Во МХАТе соответственно - Марина Зудина и премьер грузинского театра Мегвинетухуцеси

- Да, и "Антигона" мне по-прежнему интересна. Эта пьеса во все времена разная. Как-то меня упрекнули: Чхеидзе-де так и не решил, на чьей он стороне. Я сознательно не решил. Я принципиально ни на чьей стороне. Один из героев "Антигоны" - Хор говорит: "В том и трагедия, что нет правых и виноватых". Все правы. И все не правы. Две правды сталкиваются, и ни одну из них не одолеть. Одна правда - личности, другая - руководителя государства. Если бы лет 30-40 назад я ставил "Антигону", я делал бы спектакль против тирании. И был бы на стороне Антигоны. Тогда проще было - знать, против чего ты А сейчас нужно разбираться: за что ты. Если мы хотим иметь государство, в нем должен быть Креон. Мне очень интересно, каким получится Креон у Отара Мегвинетухуцеси. Кстати, об Отаре: это его первая роль на русском языке, и мы даже в какой-то момент сомневались - как будет с акцентом. Но теперь, думаю, что акцент даже в чем-то и поможет Должен быть руководитель, охраняющий интересы государства - так принято на нашей Земле.

- И личность становится жертвой государства.

- Да, если личность идет наперекор государству. Но - вот парадокс - гармоничная личность и не развивается, если следует только правде государства. В чем-то прав Креон: только что закончилась страшная гражданская война. Эта война попрала интересы государства. Не стало порядка. И Креон считает: "Пусть трупный запах месяц отравляет улицы города", чтобы все прочувствовали - так будет с каждым, предавшим государство. Ну что плохого в порядке?!

- Ничего. Просто у нас страх перед этим словом: оно ассоциируется с диктатурой.

- Увы! Но я имею в виду именно порядок, ни в коей мере не диктатуру. Ведь полное отсутствие этого порядка - опять парадокс - диктатуру и порождает. И сила личности, государственного деятеля, следить за этим порядком так, чтобы не делать исключений ни для друзей, ни для родственников. Об этом моя "Антигона". Антигона, конечно, права - она должна похоронить тело брата, даже если он предатель. Если мы хотим называться людьми, то должны предать останки земле Есть другая правда. Если я - Креон - пощадил племянницу, дочь, как я могу карать чужих?

- Есть другая сторона: вспомним, например, ту же дилемму но в "Оводе". Если я, во имя благой идеи, не пощадил сына, о какой морали я могу говорить с другими?

- Вот видите - мы спорим! И хорошо. И в "Антигоне" нет ответов, есть жесткие вопросы. Мы опять возвращаемся к дилемме двух правд.

- Что происходит сейчас в грузинском театре?

- Я не делал бы особой разницы между грузинским и русским театрами, хотя, разумеется, она есть. Я работаю с удовольствием там и там. Есть две интересные театральные школы: схожие, но не идентичные. Вот такое наблюдение: русский актер труднее, тоньше входит в предлагаемые экстремальные обстоятельства, но если вошел, его невозможно оттуда "достать". А грузинский наоборот, очень легко эти обстоятельства принимает и очень легко с ними расстается.

- Вы отказались возглавить БДТ и покинули кресло руководителя тбилисского театра имени Марджанишвили. Почему?

- Я вообще не хочу быть руководителем театра. Я хочу только ставить спектакли. Десять лет в Тбилиси я возглавлял театр и теперь у меня остались привычки руководителя, не замашки, а именно привычки: за всем следить, за все отвечать, за всех нервничать. Кто-то не пришел на вокзал - я ищу, не привезли декорации - тоже мое дело. Слишком много внутренней энергии уходит не на репетиции, а на руководство. Не на работу - на руководство! Не хочу. Я решил, что оставшуюся жизнь буду только ставить спектакли, если позовут, конечно.

- Во МХАТе у вас сейчас "Антигона", а что в БДТ?

- Вот, даст Бог, сыграем в Москве "Антигону", и 2 октября я в Питере начну репетиции "Дома, где разбиваются сердца" Шоу.

- Вам комфортнее в Москве или в Петербурге?

- В Тбилиси!



Юлия Кантор
Известия
28.09.2001
http://www.mxat.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован