16 апреля 2012
15430

Пять ярких киноролей Александра Пороховщикова

Знаменитый российский актер и режиссер Александр Пороховщиков скончался в воскресенье на 74-м году жизни.

Александр Пороховщиков, поступивший после школы в медицинский институт, впоследствии часто повторял: "Профессии врача и актера очень похожие. Искусство ведь тоже лечит. Хороший актер, как и хороший врач, хочет одного - сделать человека здоровым, только в данном случае - здоровым духом".

Драма Александра Пороховщикова

Трагикомедия Александра Митты, в центре сюжета которой история режиссера Володи Искремаса (Олег Табаков), одержимого идеей преобразования театра в разгар Гражданской войны, стала первой лентой, где Пороховщиков сыграл белогвардейца. После выхода картины на экраны за актером на долгие годы закрепилось амплуа "человека из вражеского стана".

"Так сложилось, - признавался Пороховщиков, - что после появления картин "Гори, гори, моя звезда", "Бой после победы", "Ищи ветра", кроме отрицательных ролей я ничего не получал. Вереницей пошли белогвардейцы. Обидно было, что, скажем, играешь большую роль - и никакой отдачи. Тех, кто сыграл красных, награждали премиями, одаривали званиями. А мы - из другого стана - "отдыхали". Даже зритель... вот чем лучше ты сыграл отрицательную роль, тем хуже он к тебе относится".

Первый полнометражный фильм режиссера Никиты Михалкова и его вторая совместная работа с Александром Пороховщиковым: в 1970 году актер сыграл немца в дипломной короткометражке Михалкова "Спокойный день в конце войны".

Идею создания картины, которую впоследствии назовут "лучшим советским вестерном", соавторы фильма Никита Михалков и сценарист Эдуард Володарский почерпнули из газеты "Комсомольская правда". В одном из выпусков был напечатан рассказ об эшелоне с золотом, собранным чекистами и отправленном из Сибири в Москву, но по дороге захваченным бандой белогвардейцев. Динамичный сюжет понравился обоим, и через некоторое время появился сценарий под рабочим названием "Красное золото". Пороховщикову в фильме досталась роль председателя ЧК Николая Кунгурова.

Об участии в фильме Александр Пороховщиков впоследствии вспоминал: "Я благодарен Никите Михалкову за то, что он мне доверил эту роль. Ведь мой герой - это не кондовый коммунист, а чекист. Слава пришла ко всем, кто снимался в этом фильме. Я всегда думаю: почему его так часто показывают, почему ее народ так любит? А потому что, несмотря на выстрелы и прочую атрибутику, картина добрая. Мы во время съемок все дружили. И эта атмосфера легко считывается".

Фильм "Звезда пленительного счастья" режиссера Владимира Мотыля о подвиге жен декабристов, последовавших за мужьями в сибирскую ссылку, стал для Александра Пороховщикова "своеобразным отдыхом" в череде отрицательных ролей. В этой картине актер сыграл руководителя Южного общества декабристов Павла Ивановича Пестеля.

Режиссеру фильма удалось собрать блистательный актерский состав: роль княгини Трубецкой досталась Ирине Купченко, Алексей Баталов сыграл ее мужа, князя Трубецкого, роли Марии и Сергея Волконских исполнили соответственно Наталья Бондарчук и Олег Стриженов, а иркутского губернатора сыграл Иннокентий Смоктуновский.

В 1987 году Александр Пороховщиков основал одну из первых в СССР частных киностудий - Творческую экспериментальную мастерскую "Родина" - и стал ее директором.

В этом же году Александр Пороховщиков впервые выступил в качестве режиссера-постановщика фильма "9 Мая" по сценарию Виктора Мережко, а в 1991 году снял по своему сценарию фильм "Цензуру к памяти не допускаю", сыграв в нем также и главную роль.

Вот что рассказал Пороховщиков о съемках фильма в одном из интервью: "Мне было важно, чтобы в этом фильме снялась моя мама и жена Ирина. Если получить согласие Ирины оказалось достаточно легко - она должна была сыграть саму себя, то с мамой вышло труднее: в то время она была прикована к постели после инсульта, говорила с трудом. Эта ситуация неожиданно разрешилась самым счастливым и неожиданным образом. Я показал ей сценарий и она решила попробовать. За эту идею коллеги сочли меня сумасшедшим - "ты гестаповец, у тебя мать на ладан дышит, а ты ее на съемки тащишь. Мама все выдержала, снялась. Целый день лежала, курила. Вечером я присел отдохнуть, вдруг кто-то меня за плечо трогает: "Ну что, лысый, поехали". Открываю глаза - и едва чувств не лишился: передо мной моя мама. "Заводи, - говорит, - свою "шарманку". Мама встала! И она еще несколько лет жила, сама ходила в магазин. Вот! Существует же Создатель! А когда снимали финал, где мой герой бежит по шоссе, вдруг на фоне неба возник огромный крест. Его вся группа видела. Пока возились, он почти исчез, только чуть-чуть отсняли".

Лента получила награды на престижных отечественных и российских кинофестивалях: фестиваль в Сан-Ремо (четвертое место), кинофестиваль в Сан-Рафаэле (главный приз "Золотой парус"), "Кинотавр" (главный приз и приз зрителей "За исповедальность").

В картине Станислава Говорухина "Ворошиловский стрелок" Александр Пороховщиков сыграл полковника милиции Пашутина, которому приходится совершить сделку с совестью и пойти против закона. Его сын Вадим (Илья Древнов) вместе с двумя друзьями, не дождавшись девушку легкого поведения в одну из ставших уже традицией "женских сред", решают во что бы то ни стало осуществить задуманное. Их внимание привлекла возвращавшаяся с учебы соседка из дома напротив, студентка музучилища Катя Афонина (Анна Синякина).

Полковник милиции после ареста сына прилагает все усилия, чтобы закрыть дело. Но молодым людям не удается уйти от наказания: дед Кати Афониной Иван Федорович (Михаил Ульянов), осознав бессилие закона, начинает вершить самосуд.

Главную идею фильма сам Говорухин определил просто: "Мне хотелось сказать людям - одумайтесь! Если власть не будет защищать граждан, если перестанет действовать закон, тогда начнет действовать закон джунглей, закон войны. А это очень опасно!"

Фильм стал участником кинофестивалей Cineteca Nacional (Мексика) и "Фебио-Фест" в Праге (Чехия), МКФ в Форт-Лодердейле (США), а также вошел в программу Panorama Берлинского кинофестиваля.

В одном из интервью Александр Пороховщиков признался: "Я понял многие вещи в жизни, но три по-прежнему остаются для меня загадкой - музыка, медицина и женщина. Многое мне пришлось познать через страдания, но в награду ко мне приходило озарение в виде Любви. Я живу в любви с самого детства и не признаю ничего, кроме нее. Только любовь спасает. Мне нужно, чтобы кто-то обязательно по-доброму на меня смотрел, чтобы я мог улыбнуться ему в ответ".

http://ria.ru/cinema/20120415/626829939.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован