14 марта 2005
4282

Михаил УЛЬЯНОВ: `Она никакая не актриса`

Main p72
Это не актриса, а сплошной парадокс. Она - прима со странным и смешным голосом, но которую не видно и не слышно за кулисами театра. Она - блистательная принцесса Турандот, но при этом не позволяющая себе опоздать даже на второстепенную репетицию. Она - корифей, которая может на глазах у всех в вечернем платье перевернуться через голову. Все это - Юлия Борисова, которой подражают все следующие поколения сценических принцесс. Сегодня у нее - юбилей, но она наотрез отказывается его отмечать.
Мы же не вправе пройти мимо столь высокой персоны и тем более в такой день. Специально для `МК` о ней рассказывает ее постоянный партнер, страшно сказать, за полвека, худрук Театра им. Вахтангова Михаил Ульянов.

Из досье `МК`:
Народная артистка СССР Юлия Борисова стала самой знаменитой Турандот всех времен, играя ее в Театре им. Вахтангова вместе с Василием Лановым (Калаф) с 1963 года. Будущая актриса родилась в Москве, поступила в училище им. Щукина (окончила в 1949-м). Наиболее известными ее образами на сцене Вахтанговского театра стали Павлина из `Стряпухи`, Валька из `Иркутской истории`, Гелена из `Варшавской мелодии`, Настасья Филипповна в `Идиоте`. Работы в кино: `Посол Советского Союза`, `Идиот`, `Миллионерша`. Была депутатом Верховного Совета РСФСР.

- Я вам расскажу о самой первой встрече с ней, - говорит Михаил Ульянов. - Вахтанговский театр. 1950 год. Тогда (так почему-то случилось) молодежь почти не играла, а играли одни старики. И комсомол, считалось, как бы помогал актерской молодежи проявиться, заявиться с какой-нибудь ролью... Так вот, я был тогда секретарем комсомольской организации Вахтанговского, и Юля пришла ко мне, попросила как комсомольского вожака, чтобы я ей помог. Но мы все понимали, что такая практика - показуха, и больше ничего. Однако не в этом дело: тогда я впервые увидел ее растерянную, безролейную, безработную - без ничего.
`Город на заре` - первый спектакль, который по-настоящему объединил весь молодняк Вахтанговского. И Юля Борисова была `одной из`. А вот только одна Борисова состоялась в спектакле `На золотом дне`. Вот там, что называется, она проснулась знаменитой. Роскошная пьеса Мамина-Сибиряка со страстями, убийствами, золотом, пьянью... Гриценко гениально играл человека, совершенно обезумевшего от водки, и рядом очаровательная Юля - в расцвете женских чар, с изменой богатому мужу. Вот тогда знаменитый актер и педагог Топорков назвал ее великой. В то время этим не раскидывались.
А я играл Василия, приказчика. Мы обнимались, целовались, но... Целовать на сцене она себя никогда не позволяла. Никогда! Ее уговорить было невозможно. Поэтому я старался проявить свои чувства к ней усилиями рук, что ли, - не более того.
- А что она еще не позволяла и не позволяет партнерам?
- Все остальное позволяла. Вот с Гриценко, например, играть было совсем невозможно: он пер свое, и неважно, кто рядом с ним стоит, - Ленин (мы играли в `Человеке с ружьем`) или кто еще. Юля же в этом смысле замечательная. Скажем, я устал и по-иному начинаю играть, а она только глазами поведет: `Что случилось? Что так спускаешь колки?..` Она ведь не говорит, но в глазах все читается.
Ну был такой случай. Играли мы старомодный спектакль `Виринея`. И там была такая мизансцена: в темноте нужно было перебежать с одного места на другое навстречу друг другу. И мы ошиблись - и как лбами ахнулись! У меня буквально полетели искры из глаз, у нее - то же самое. `Ты что, взбесился?! Не смотришь никуда!` - вот и вся ее реакция. Представляю я какую-нибудь другую актрису на ее месте! Сколько было бы страданий, оскорблений, обид и так далее. А здесь - ничего. Она - солдат. Железная дисциплина.
Знаете, я с Борисовой вот уже 50 лет. Полвека! Я ее до сих пор так и не понимаю. Знаю хорошо - как, на что она реагирует и в каких случаях. И тем не менее в ней есть вещи, которые она будто на ключ запирает - и все. И бывают моменты, когда никому ее не надо видеть. Она с очень немногими дружит. В театре, пожалуй, есть две актрисы, которые ее понимают так, как... Ну нет слов объяснить такие тонкости.
- Она похожа на человека с очень независимым характером, что, согласитесь, для актрисы плохо.
- Чрезвычайно, чрезвычайно самостоятельная женщина. Как правило, отыгрывает спектакль и уезжает. Хорошо это или плохо? Как когда.
Вы правы, действительно никакая не актриса с точки зрения быта: в ней нет крика, надсады... Она точно сочетает в себе чувства, лирическую основу и в то же время очень четко спланированную роль. То есть сама сочиняет свой образ, характер и не является актрисой перевоплощения. Она - актриса точной позиции по отношению к роли. У нее особенный, `борисовский` голос. Хороший он или плохой, но он свой, нигде больше так не разговаривают.
- Она только на сцене так говорит?
- Нет, и в жизни тоже. Она такая, какая она есть. Я же говорю, что она не актриса. Правда, одевается она очень изысканно.
- Ну, вот это как раз чисто актерское!
- Что вы, я вам могу показать пару-тройку народных артисток, которые так одеты, что дальше ехать некуда. Нет, она придает этому большое значение. И это не для того, чтобы хорошо выглядеть, а для достоинства профессии.
- Михаил Александрович, сколько у вас совместных работ?
- Не так много: `Город на заре`, `Варшавская мелодия`, `Антоний и Клеопатра`, `На золотом дне`. В ней нет бахромы - она вылита из чистого материала. И все-таки ее лучшая роль - в `Варшавской мелодии`.
- А почему вы не называете `Принцессу Турандот` - визитную карточку Борисовой, ее бренд?
- Турандот не является ее брендом. Она играла ее, как должна была играть Борисова. А вот как она играла `На золотом дне` и `Иркутскую историю`, `Варшавскую мелодию`, `Идиота` - вот это да! А Турандот - одна из прекрасных, но не самых лучших ее работ.
- Но ведь все последующие Турандот сделаны как под копирку с Борисовой.
- А ничего не попишешь: она заразительна как чума, они и заразились от нее. У каждого актера есть один Чапаев. У нее же - пять Чапаевых. А это - вышка.
- Если бы вам стало невмоготу, она пришла бы к вам на помощь?
- Пришла бы. Она верный человек: если она вместе с тобой - значит, вместе с тобой до конца. Продавать за копейки не будет. В моей многотрудной системе жизни, в которой я сейчас живу, она, может, раза два выступала: `Что же они, с ума сошли - так поступать?!` Она поддерживает меня, как бы защищает. Она, может быть, скупа на проявления словесные, но не скупа на помощь.
- И все-таки, что же будет в день юбилея?
- Во-первых, никакого отмечания: Юлия Константиновна категорически отказывается. Мы сделали большую фотовыставку ее ролей, выпустили альбом. Потом будет спектакль `Без вины виноватые`, после чего я скажу какие-то слова. Банкета не будет. Просто надо понимать: это Борисова.

Московский Комсомолец
от 14.03.2005
Марина РАЙКИНА.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован