17 июня 2005
3287

Михаил ДМИТРИЕВ: `Нас ждет затухание экономического роста`

В ближайшие годы темпы роста экономики России будут снижаться, приближаясь к 3% в год. Такой прогноз в интервью корреспонденту `Известий` Константину Фрумкину сделал один из идеологов экономических реформ последних лет, научный руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. По его мнению, административная реформа в России была реализована только на 10%. Комплекс экономических реформ, запланированный в 2000 году, выполнен менее чем на треть. Многие реформы не будут даже начаты в ближайшие три года. А это негативно отразится на экономике.

известия: Вы были одним из идеологов экономических реформ последних лет. Много было шуму вокруг административной реформы. Но есть ли хотя бы малейшая польза от того, что сделано?

Дмитриев: Те меры, которые были фактически претворены в жизнь, сами по себе не привели к повышению управляемости на федеральном уровне. Но те меры, которые были реализованы, - это не более 10% всей повестки административной реформы. Тот факт, что реформа началась, уже говорит о том, что власть подложила своего рода бомбу под старую систему государственного управления. Иными словами, преобразования, которые уже сделаны, затрудняют воссоздание той административной машины, которая существовала до реформы.

известия: Но сейчас кажется, что про административную реформу уже все забыли...

Дмитриев: Думаю, реформа продолжится. Поскольку проведенные преобразования не позволяют добиться высокой административной эффективности и почти исключают возможность возврата в исходную точку реформы, то они вынуждают власть двигаться вперед, в направлении дальнейшей административной реформы. Несмотря на то, что у рядового государственного служащего энтузиазма продолжать реформу не так уж много, мы наблюдаем попытки продолжить процесс реформ.

известия: Что, по вашему мнению, будет с экономическим ростом?

Дмитриев: Тенденция к снижению темпов экономического роста наметилась еще в прошлом году. Развитие событий в I квартале подтверждает продолжение этой тенденции. Скорее всего темпы роста в 2005 году уже будут ниже, чем в 2004-м. Нас с высокой степенью вероятности ждет инерционный сценарий, который даже при относительно высоких ценах на нефть скорее всего приведет к постепенному затуханию темпов экономического роста в течение ближайших 3-4 лет. Но подобное затухание едва ли приведет к полной остановке роста. По-видимому, в ближайшие 3-4 года темпы роста останутся вполне респектабельными по меркам среднеразвитых стран и не опустятся ниже 3%.

известия: Для роста нужны экономические реформы. Но сейчас в правительстве говорят только о реформах здравоохранения и образования. Что, все остальные закончились?

Дмитриев: В ближайшие 3 года серьезных прорывов в сфере экономических реформ ожидать трудно. Легких реформ у нас практически не осталось. Но отсюда никак не следует, что повестка экономических реформ в России исчерпана. Если взять весь перечень реформ, которые были сформулированы, прямо или косвенно, в экономической стратегии 2000 года, то он, по моим оценкам, реализован менее чем на треть. В наименьшей степени оказались реализованы те элементы, которые так и не попали в окончательный официальный вариант стратегии. Это прежде всего касается институтов власти, правоохранительной и судебной системы и защиты прав собственности. В этих сферах на практике сделано либо очень мало, либо ничего. Эта часть повестки реформ явно выходит за пределы ближайшего трехлетия. Скорее всего значительная часть этой повестки выходит даже за горизонт 2010 года.

известия: А что будет дальше с социальными реформами?

Дмитриев: Реформы в социальной сфере хотя и продвигались быстрее, чем реформа власти, но все же существенно отстали от реформ в экономической сфере. Прежде всего это касается проблем, связанных с воспроизводством человеческого потенциала, - здравоохранения и образования. В здравоохранении в практическом плане пока не удалось сделать почти ничего. В образовании то, что было сделано, реализовывалось в основном в виде экспериментов. Обе реформы продвигаются с трудом в силу политических препятствий, с которыми они сталкиваются. Практически ничего не сделано в сфере реформирования социальной защиты, если не считать монетизации льгот, которую пока трудно рассматривать как завершенную реформу, поскольку она проводилась непоследовательно. В целом наша система социальной защиты не решает той основной задачи, ради которой теоретически она существует, - а именно преодоление бедности. Эту систему (за исключением пенсионной составляющей) по-прежнему можно рассматривать как насос, который перекачивает ресурсы от относительно бедных категорий населения к относительно благополучным.

Константин ФРУМКИН
10.06.2005
2001-2003 Фин.Известия.Ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован