27 февраля 2008
2346

Лев Дуров: `жду в нашем кинематографе ренессанса`.

Несмотря на свой почтенный возраст (в декабре ему исполнилось 76), народный артист СССР Лев Дуров по-прежнему весь в работе. Играет в театре, снимается в кино, гастролирует. В Красноярске он недавно побывал с комедией "Жениха вызывали, девочки?".

- Оказывается, Лев Константинович, у вас появился собственный интернет-сайт! Помнится, вы не раз говорили, что к техническим новинкам абсолютно равнодушны. Отношение изменилось?

- Нисколько не изменилось. Мне многие говорят: о, какой у тебя подробный сайт, когда только находишь время им заниматься! Но я не имею к этому никакого отношения - сайт мне подарили. А я лишь время от времени отвечаю на письма, которые туда приходят.
Вопросы бытия

- Наверное, в первую очередь поклонников интересуют ваши старые работы в кино?

- Не только - очень много вопросов о жизни. Видимо, люди думают, что раз мы, актеры, постоянно торчим на экране, - значит, мы всеведущие, всемогущие. Но это не так. Может быть, мы знаем чуть побольше, чем другие, потому что соприкасаемся с разной литературой. И за свою жизнь переживаем множество жизней наших персонажей. А в остальном - мучаемся теми же вопросами бытия.

- С кинематографом как часто теперь имеете дело? Читала, что недавно на детском фестивале "Киномедвежонок" вы были признаны лучшим актером.

- Что вы говорите - впервые слышу! Вот так бывает: тебя награждают, а ты об этом узнаешь совершенно случайно. (Смеется.) В фильмах для детей я снимаюсь с большим удовольствием. Скоро, например, начнутся съемки "Трое из Простоквашино". Я там, как и прежде, играю Шарика, а Олег Табаков - кота Матроскина.

А на экране вскоре появится 12-серийный детский сериал "Синие ночи". Помните старую пионерскую песню "Взвейтесь кострами, синие ночи"? В фильме как раз воссоздана жизнь и атмосфера пионерского лагеря конца 70-х. На мой взгляд, такие вот лагеря - возможно, единственная заслуга советской власти. Там были настоящая дружба, солидарность и полноценный отдых для детей.

- Кого вы сыграли в этом фильме?

- Начальника лагеря - играл и с удовольствием вспоминал то время. В фильме есть и детективное начало - разборка с местной шпаной. Все как в жизни: ребята из окрестных деревень всегда приходили в лагеря на танцы и нередко доходило до конфликтов.

К сожалению, если говорить о детском кинематографе в России, состояние его сегодня плачевное - им никто не занимается, нет материальной выгоды. Но те, от кого это зависит, забывают, что у них у самих есть дети, внуки. Когда-нибудь и правнуки появятся - на чем они будут воспитываться?..
"Глупость - тоже цензура"

- А как же распространенное мнение, что отечественный кинематограф сейчас на подъеме?

- Это действительно не пустые слова - но только по отношению к фильмам для взрослых. Вы знаете, мне как, извините за выражение, члену Академии кинематографии приходится смотреть много картин. И, допустим, из одиннадцати - почти половина хороших. Штуки четыре средних, одна-две плохих и изредка попадается одна отвратительная - непонятно, как такое вообще выдвигается на конкурс!

- Например?

- "Груз-200" Балабанова. У меня ощущение, что он больной, нормальный человек такое снять не мог. И этот фильм номинировался как лучшая картина - что в ней лучшего?! Цинковые гробы? Этот эпизод - просто надругательство! И от многих других кадров откровенно содрогаешься. После просмотра испытывал омерзение.

К счастью, хороших картин все-таки больше. Например, "Русалка". Или "Остров" Лунгина - работа спорная, но очень серьезная. Кино в России возрождается - думаю, года через два у нас будет настоящий ренессанс. Хотя досадно, что с некоторыми достойными картинами порой случаются неприятные метаморфозы. Видели фильм "Внук Гагарина"? Изумительная работа! Но сестры Юрия Алексеевича Гагарина вдруг пригрозили подать на его создателей в суд.

- Чем же они им не угодили?

- Наивные люди! Там есть шуточный момент: мальчик-негритенок из детского дома утверждает, что он - внук Гагарина. И когда у него спрашивают, почему он так думает, отвечает: "Мой дед по всему миру ездил, он всех баб там" - и дальше матом. Так вот, они прицепились, что это унижает память Юрия Алексеевича!

- Действительно, странная реакция...

- А из-за такой вот глупости картина не пошла в прокат! Мне это напомнило историю с памятником Шукшину - самым удачным, на мой взгляд, - где он сидит босой. А вот маме его не понравилось: "Что же это такое, разве у Васи не было сапог или ботинок?" При всей нелепости заявления, мнение матери уважили - памятник установили лишь после ее смерти. И здесь то же самое - позиция сестер Гагарина оказалась превыше художественной ценности фильма.
Профессионализм не в чести

- К слову, о художественных ценностях. Зная вашу нелюбовь к сериалам, очень удивилась, что вы снялись в сериале "Ангел-хранитель", да к тому же в роли крестного отца местной мафии.

- А что такого? Марлон Брандо играл мафиози - почему бы Дурову не сыграть? (Смеется.) А если серьезно, то я просто влип! Сначала мне дали прочесть сценарий шести серий. Решил по примеру Брандо попробовать себя в таком образе. Отснялся, прощаюсь с режиссером - и тут выясняется, что серий там 260! Ну, тут уж я поставил условие: чтобы до двухсотой серии меня не было. И что мой герой покончит жизнь самоубийством - такому человеку должно быть возмездие. Так и получилось - вывернулся с честью!

- А для своих артистов в театре, Лев Константинович, вы кто: крестный папа, наставник, друг?

- Скорее друг, старший товарищ - однозначно не наставник. Но к антитеатральным проявлениям с их стороны отношусь очень жестко. Однажды перед премьерой моя любимая ученица стала симулировать болезнь. А я сам пригласил ее в Театр на Малой Бронной после того, как выпустил курс в Школе-студии МХАТ. Но меня никакими симуляциями не проведешь. И тогда она исчезла - пришлось перед самой премьерой вводить другую актрису. И вот спустя какое-то время моя беглянка возвращается вся в слезах и просит прощения. Раз ты исчезла, говорю, можно предположить две причины: или снималась в кино, или уехала с любимым человеком - объясни, за что я должен тебя простить? Но она так и не призналась. И тогда я выгнал ее из театра. Никто в это поверить не мог: ну как же, любимая ученица - Дуров побесится и простит.

- Так и не простили?

- Нет, не простил. Вы знаете, когда я сам учился в Школе-студии МХАТ, у нас были четкие принципы: уважение к театру, к труду, к коллегам - и неприятие всякой пошлости и предательства в нашем деле. Это въелось в подкорку на всю жизнь. Некоторые наши традиции могут показаться смешными: например, первый курс обязан был раскланиваться со старшими курсами. И считалось, что это не дедовщина, а уважение: они уже что-то знают, умеют, а мы еще нет.

- Сейчас подобные традиции не в чести?

- Увы Прежде в каждом деле была своя аристократия - и в ученом мире, и в театре. Тарасова, Кторов, Масальский, Мордвинов - это были настоящие аристократы. На смену им пришли мы, разночинцы. Мы отказались от занавеса, ввели открытые репетиции - разрушили таинство театра. Но в этом тоже была какая-то жизненная правда. А нам на смену идет ПТУ - я их не знаю и знать не хочу. Знаний мало, а фанаберии много - все так называемые звезды. Сериалы, конечно, тоже здесь свою разрушительную роль сыграли - профессионализм сейчас не в чести. Вот это по-настоящему горько
"Зачем издеваться над Чеховым?"

- Ну а что касается современных постановочных решений, например сегодняшней интерпретации классики?

- Все зависит от того, что в это вкладывается. Недавно я посмотрел в Ермоловском театре спектакль "Двенадцатая ночь" по Шекспиру. В течение постановки актеры переодеваются восемь раз. Очень красивые костюмы, от шекспировских времен и до современности. И понятен замысел режиссера: эпохи визуально меняются, а люди остаются все такими же. Так же влюбляются, интригуют, так же ревнуют. В костюмах это проявлено замечательно - и подобная подача у меня отторжения не вызывает.

- А что отвергаете?

- Когда искажают великое произведение, преследуя какие-то свои, подчас сомнительные, цели, не имеющие ничего общего с его содержанием. Особенно прибалты стараются - такое впечатление, что у них какая-то патологическая ненависть к русским. Часто нескрываемая - даже у самых талантливых. Например, "Дядя Ваня" Някрошюса или его же "Три сестры" - что, хочется показать, что все русские люди жлобы и алкоголики? Ложь, ребята! Литовцы - не меньшие пьяницы, чем русские! На эту тему лучше вообще не разговаривать. Стыдно за постановщика, когда вижу такое на сцене. И за нашу публику, которая этому рукоплещет: ребятки, чему вы радуетесь - над вами же издеваются! А у режиссера хочется спросить: почему вы не коверкаете произведения своих авторов, непременно нужно проехаться по Чехову?! Это тем неприятнее, что Някрошюс - очень одаренный человек, я видел его замечательные спектакли "Квадрат" и "Пиросмани". А когда начинается какая-то определенная тенденция, художники сами терпят крах. Думаю, подобные явления вскоре исчезнут со сцены.


27.02.2008
www.levdurov.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован