25 января 2007
2147

Лев Дуров: Грустный клоун в роли телеграфного столба

Лев Дуров: "По сравнению с теми аристократами все молодые артисты сегодня - "пэтэушники"

Льва Дурова особо представлять не нужно - более 180 ролей в кино, а вместе с театральными их свыше двухсот. Ему подвластно буквально все: от античной трагедии до бытового фарса. Народный артист СССР, хулиган, анекдотчик, свой в доску мужик - это все о нем. Замечательному мужу, отцу, тестю и деду - Льву Константиновичу 23 декабря 2006 года исполнилось ни много ни мало 75 лет. Но возраст вовсе не помеха для съемок в Киеве в новом фильме режиссера Андрея Бенкендорфа.

Лев Константинович, в 1971 году вы снимались в "Стариках-разбойниках", сейчас вот в Киеве в "Стариках-полковниках". Есть ли что-то общее в этих фильмах?

- Общее то, что люди пенсионного возраста, которых жизнь потихоньку списывает, вернее, даже не жизнь, а кто-то списывает, оказываются чаще гораздо мудрее и нужнее в сложных ситуациях. Это не значит, что старость лучше, а молодость хуже. Молодежь сильна одним, а старики - другим. Это является доказательством того, что возраст не имеет значения, главное - душевное состояние. Ведь люди могут быть молодыми, полезными до конца своих дней. В Югославии - не знаю, существует сейчас или нет - закон: по достижении пенсионного возраста должен уйти на пенсию в принудительном порядке. У нас тоже привилегии для пенсионеров есть - переходить на красный свет. (Смеется.)

Вы иногда сравниваете положительные роли с деревьями, превращенными в телеграфные столбы. А вам нравится играть положительных или отрицательных героев?

- Интересно играть и то, и другое. Положительная роль гораздо сложнее. В "Семнадцати мгновениях весны", например, труднее всех было играть Тихонову, потому что у остальных были конкретные типажи. У меня Клаус - провокатор, мерзавец. Роль Броневого - тоже понятна. А у Штирлица только сопоставление и анализ. И сделал он это блистательно. Он - истинный герой, а мы все, как бы ни играли, оказались гарниром.

15 лет назад вы снимались в "Мастере и Маргарите" режиссера Юрия Кары, но фильм так и не вышел на экраны. Вам не обидно, что ваша работа в хорошем фильме с хорошим режиссером оказалась невостребованной?

- Конечно, обидно. Я не пойму - это то ли упрямство продюсера, то ли отношения с родственниками режиссера. Это уже не первый раз. При советской власти столько картин легло на полку И этот случай неудивителен. Просто жалко - я его смотрел в кинозале, картина произвела на меня очень сильное впечатление. Нынешняя экранизация Бортко - детский сад по сравнению с тем, как играют Ульянов, Гафт, Коля Бурляев. Но думаю, что она выйдет-таки на экраны

Вы дружили с Юрием Никулиным, который обладал завидным чувством юмора и был отличным рассказчиком, как и вы. Между вами было какое-то соперничество?

- С ним соперничать бесполезно. Можешь и не тужиться, ничего не получится. Он и Саша Ширвиндт обладают удивительным даром. У Вали Гафта есть чувство юмора, он больше эпиграммами убивает. У них особые мозги - могут моментально любую ситуацию обыграть. Когда Юра рассказывал, любой анекдот у него превращался в маленькую жизненную новеллу, небольшой рассказик, даже если весь анекдот состоял из пяти слов.

Извините, я заметила, что о Юрии Никулине вы говорите в настоящем времени "обладает", "говорит"...

- Ну, кажется, что эти люди никогда не уйдут, да они никогда и не уходят. Нет ощущения, что Никулина уже нет. Я невольно о многих говорю не в прошедшем, а в настоящем времени. Понимаете, у нас - в России, Украине - такие мощные актеры, что после их ухода ячейка остается незаполненной. Ну как можно "заполнить" место Евстигнеева или Жени Леонова, Луспекаева? В Украине - Ужвий, Бучма Или, взять, к примеру, Смоктуновского. Сейчас, к сожалению, разнообразия нет. У меня такое ощущение, что многие снимаются, даже пиджаки не меняя из сериала в сериал. И лица молодняка подчас совершенно одинаковы. Я, например, даже женщин не отличаю - у меня такое ощущение, что это все одна актриса снимается. Ну как так может быть?!

А в чем причина, как вам кажется?

- Это время диктует определенные законы Таким сплошным потоком кино никогда не снималось. И актеры постепенно, к сожалению, тоже приучаются течь в этом узеньком, а иногда и просто вонючем русле - их это устраивает. Легко ведь: "та-та-та" оттарабанил, деньги получил и ушел. Я, даже не шутя, говорю, что когда-то была аристократия - Мартынов, Тарасова, Еланская, Андровская. Потом пришли им на смену мы - разночинцы. Мы убрали занавес, стали делать открытыми репетиции... А вот нам на смену идет ПТУ. И ничего с этим поделать нельзя. Пусть не обижаются, но по сравнению с теми аристократами, все молодые артисты сегодня "пэтэушники".

Вам знакомы поиски зерна роли перед спектаклями, или вы такой ас, что только дай хороший материал, и вы сыграете?

- Ну, это уже слишком нагло так заявлять. Когда приступаешь - каждая роль новая. И когда я как режиссер ставлю спектакль, то говорю актерам: вы должны быть корыстными и в каждой роли найти свою корысть. И сделать шажок по сравнению с предыдущей ролью или вправо, или влево, или вперед, хорошо бы не назад. А повторения - пробуксовка, ни вам неинтересно, ни зрителям. Надо уметь делать эти маленькие шажки. Это все равно прибавка к тому, что ты умеешь.

Станиславский говорил, что "актеры - дети только сукины". А вы как своих актеров называете?

- Это шуточная формулировка. Конечно, в нашем клане намешано многое. Все бывает, как и везде в жизни. Понимаете, театр (банальная фраза) - в какой-то мере отражение жизни. И что в театре происходит, в первую очередь происходит и в жизни. Когда-то слово "деньги" даже не произносили, их просто не было вообще. А потом слово "деньги" стало главным. И начались беды. С одной стороны, люди стали лучше жить материально, а вытворяют во много раз худшее. Деньги привели к жуткой коррупции, к жуткому бандитизму, к бракоразводным процессам. Когда в семье начинают произносить слово "деньги" - разбегайтесь. Если однажды жена скажет: "Что это у тебя такая маленькая зарплата?" - бегите от нее, после этой фразы ничего уже совместного не будет. Или наоборот, жена получает большие деньги, и мужу кажется, что он зависит от нее. Этого вообще не должно быть. Это было на Западе, и у нас тоже уже существуют брачные контракты. Мне одна американка объясняет, что это замечательно, а для меня это странность. Ведь это заранее подразумевается обман и жульничество в любви. Я тебя люблю, но ты меня можешь облапошить. Это безнравственная штука. У меня в Германии, когда я ставил спектакль, была переводчица - довольно пожилая женщина. И вот она мне показала расписание своих похорон - фотографию своего гроба, кто будет выступать, кто петь, какая музыка будет играть - официально все указано на бумажечке. К ней как-то пришел сын (он у нее художник) просить денег. Она долго его расспрашивала, зачем ему деньги, после согласилась дать на три месяца, но под проценты. Я ей сказал: "Нина, но это же родной сын!". Она мне ответила: "Вы, русские, безалаберные и ничего в жизни не понимаете. А вот так должно быть". Я не представляю, как бы я дал детям взаймы не просто под проценты, а вообще взаймы! Если бы дочка сказала мне: "Пап, мне нужны деньги", я бы просто сказал - на! У меня язык не повернулся бы сказать - отдай долг! Но, видите ли, мы живем по-разному. Кто из нас прав? Не знаю Два мира - два Шапиро.

Вы очень тепло вспоминаете атмосферу родительской семьи. А вы сами как воспитывали свою дочь Катю?

- Понимаете, меня не воспитывали, и я никого не воспитывал - ни внуков, ни детей. Спокойно и с уважением относился к их слабостям, порывам и к их самостоятельности У меня внучка неожиданно сказала, что уезжает в Абакан работать в кукольном театре завлитом. Я слова не сказал, спросил только, интересно ли ей это. Она три года там самостоятельно поработала. А все говорили: "Дуров, как ты разрешил, в такую даль отпустил? Ты что - сумасшедший?". Но Катя (у меня и внучку зовут Катя) уже взрослый самостоятельный человек, имеет право.

В отличие от большинства актерских семей, вы придерживаетесь патриархальных взглядов. Верны одной женщине. Как вам это удалось?

- Мы уважали жизнь друг друга, и слово "деньги" у нас никогда не звучало. Ирина Николаевна до сих пор не знает, сколько и где я получаю. Я прихожу и кладу зарплату в шкафчик. Иногда она мне тихо говорит: "Мне нужно заплатить, а там, извини, денег нет". Тогда я ей отвечаю: "Ир, я знаю. Скажу тебе, когда там появятся". И все. У нас ни одного скандала не было, уже не говоря о хлопании дверьми. Иногда лишь по поводу выглаженных рубашек могу высказаться: мол, почему не готовы, разве не знаешь, что мне нужно было идти куда-то

Может быть, причина в вашем происхождении?

- Да нет - происхождение у меня полудворянское-полукупеческое, а вообще-то я с голубятни. И там все называют своими словами, но папа у меня ни разу бранного слова не сказал, не курил, спиртного в рот не брал. У меня-то как раз сложное образование и происхождение тоже. Практически - голубятное.

Вспоминая другую ветвь вашего рода - дрессировщиков, спрошу: у вас в доме живет какая-нибудь животина?

- У меня жил кот Миша, он умер на прошлое Рождество, а ему было 22 года. Говорят, когда в семье нормальная обстановка и гармония, тихо, уютно, то животные и живут так долго. Мы к нему относились как к члену семьи - на равных. Он даже умер как человек - тихонечко старел-старел, потом перестал ходить, лег под елку (я как раз сидел над ним), громко так выдохнул "Ух!" и застыл. Мы его на даче похоронили - у него там было место, мы его кабинетом называли. Он всегда в кустах лежал - ненавидел жару, тепло и под проливным дождем надолго уходил с дачи гулять. Лишь соседи перешептывались, что в полях появилось огромное рыжее существо. Все визжат, его завидев, убегают, а это был наш Миша...

Вернемся к театру. Что вас побудило стать режиссером?

- Я очень долго был подмастерьем у Анатолия Васильевича Эфроса. А потом как-то захотелось самостоятельно поставить спектакль. Поставил один удачный, второй. Ну и сейчас уже у меня 25, наверное, спектаклей набралось. Я и за границей ставил. Сейчас в Томске открыли новый театр - туда меня тоже пригласили порежиссировать. Может, в новом году поеду. Мне очень хочется поставить спектакль не в Москве, а где-то на периферии.

Почему? Ведь обычно все режиссеры стремятся наоборот в столицу - там другая публика

- Ну это у всех по-разному. Столица - она на бугре, а периферия - в некой тени. Но бывает, что в тени гораздо интереснее поставить спектакль с новыми актерами, которых ты совершенно не знаешь, с которыми начинаешь знакомиться только на первой репетиции. И это будет гораздо лучше, чем в Москве с теми, с кем давно знаком. Знаешь всех критиков, кто и что напишет. Все знаю наизусть - по фамилиям могу назвать, даже за любого из них могу написать рецензию.

У вас очень много интересных работ в кино - "Девять дней одного года", "Калина красная", "Три мушкетера". А вы себя кем больше ощущаете - актером кино или театра? И есть ли вообще различие между этими двумя ипостасями?

- Различие, конечно, есть. Потому что театр - это лаборатория, а кино - это производство. Если называть известных киноактеров, то кроме двух - Тихонова и Мордюковой, - все будут родом из театра. И если я 50 с лишним лет работаю и там, и там - назвать себя лишь театральным или только киношным достаточно сложно. Говорить "ах, кино - это ерунда!" не буду. А только театр - тоже нет. Кино - это широкая популярность и несколько другие деньги. А так как все живые люди, и у каждого семьи, и жизнь давно жестокая, то деньги всем нужны. Поэтому нужно быть благодарным кино, чего там кокетничать, за возможность заработать. А в театре платят совершенно грошовые зарплаты, постыдные, я бы сказал. Когда за границей меня спрашивают о зарплате и я честно отвечаю - у них глаза вылезают на лоб. Если бы я столько сыграл ролей в Голливуде, то я был бы миллионером. И имел бы свою виллу, как Редфорд. Я себя с ним не сравниваю, но, тем не менее, если взять количество - 80 картин, я бы, наверное, был очень богатым. Хотя я отношусь наплевательски к этому. Но если эту тему развивать: я бы не знал, что делать с этими деньгами, это вам честно говорю. Вот я у вас в Киеве снимался в квартире в 280 кв. м. Хожу и думаю: нужна мне эта квартира? - Не-а. А нужны мне миллионы? - Не-а. Класть их в банк и плодить очередные деньги?

Ваша роль Анастаса Микояна в фильме "Серые волки" - пожалуй, единственная, в которой вы изобразили не "грустного клоуна", а этакий трагический исторический персонаж. Тяжело было работать над личностью такого масштаба?

- Вы знаете, не нужно в этот момент думать, что ты гений, - ты играешь человека. Вот гениальный писатель Лев Николаевич Толстой (я играл его дважды - один раз в кино и раз в театре) - очень сложный человек. И Софья Андреевна ему жизнь свою отдала на заклание. У них были взаимоотношения очень тяжелые: он, умирая, запретил ее впускать к себе.

Другие исследователи утверждают, что это она его до такого довела..

- Нет, так опасно думать... Это когда муж с женой разводятся, слушаешь жену и думаешь: какой мерзавец, какой негодяй. А потом муж рассказывает о ней, думаешь: Боже мой! Это дела интимные, личные, и говорить, что кто-то кого-то там довел - грешно. Если она беременела каждые девять месяцев - попробуйте это выдержать. И еще зная, что в Ясной Поляне бегает очень много детишек, похожих на ее мужа. Наверное, непросто. Такие дела - все сложные. Я поэтому никогда не участвую в передачах, которые касаются личных взаимоотношений. Даже болтать языком по этому поводу опасно, не приносит никогда никому пользы. Когда я смотрю передачи этой ужасной Лолиты... Наглая тетка рассуждает обо всем, о чем угодно, начинает выволакивать своего бедного пупсика и на нем экспериментировать. Ребята, да не касайтесь вы этих дел - семейных, интимных. просто любите друг друга!



25.01.2007
www.levdurov.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован