22 сентября 2011
9720

Лев Дуров: `Актер - мужская профессия. От женщин - интриги, зависть, коварство`

На свой скорый юбилей знаменитый актер и режиссер Лев Дуров устроит "Бурю"

- Лев Константинович, часто ли вам приходилось идти на компромиссы, соглашаться против желания?

- Когда тошнит, то отказываюсь. Иногда - увиливаю, говоря, что сейчас очень занят. Резко разговаривать смысла нет. К тому же у меня такая профессия - раз откажешься, два откажешься, а потом скажут: "Дуров все время нос воротит, не будем ему ничего предлагать". Хотя некоторые телеканалы поступают так бестактно, так все перевирают, говоря обо мне, что пропадает желание с ними работать. А вообще я мужчина очень контактный, полностью открытый. Хотя и росточка небольшого - метр шестьдесят, но никогда не прячусь в кусты. На презентации одного фильма, в котором я снимался, один молодой, красивый и высокий партнер сказал: "У Дурова - одни крупные планы, а у меня и других актеров самый крупный план - ширинка, лицо же никому не нужно". Но замечу, что в театре я чаще вступаю в конфликты, чем в кино.

- Можете даже употребить ненормативную лексику?

- А как же?! При советской власти была такая поговорка: мат и диамат - грозное оружие в руках пролетариата. Ненавижу, когда со сцены или с экрана матерятся, и никогда бы себе этого не позволил. Но в жизни, как правило, от бессилия, могу сорваться. Хотя актеры на меня не обижаются и считают мою матерщину рабочим моментом. В свое время провел много времени на голубятне и там получил весьма серьезное по части мата образование. На голубятне собиралась как вся интеллигенция района, так и разная шпана, вплоть до воров. Иногда в театре хочется устроить голубятню и хорошенько кое-кого разогнать.

- Кого же надо гнать в первую очередь?

- В Древней Греции женщин не пускали в труппу, а все роли играли мужчины. Это продолжалось и потом, при Шекспире. А все для того, чтобы интриг в театре не было, зависти, коварства. Мужикам чем и зачем интриговать? В Театре на Малой Бронной всегда была традиция, согласно которой молодые актеры сразу получали большие роли. Да и я уступал место молодым, понимая, что от смены поколений никуда не деться. Хотя стариков еще играл, когда учился в Школе-студии МХАТ, и как говорят, играл очень хорошо, и мне не надо было резко менять амплуа. Я никогда не претендовал на роль Гамлета, потому что понимал - ну не принц я датский. Даже если бы в свое время Анатолий Эфрос (режиссер, руководитель Театра на Малой Бронной, впоследствии Театра на Таганке. - "Труд") сказал мне: "Лева, ты будешь играть Гамлета", я бы отказался. Было много экспериментов, когда маленького роста актеры играли Гамлета, но ничего путного из этого не вышло. Все равно у каждого нормального человека такое представление, что Гамлет - это Смоктуновский или Лоуренс Оливье, и никуда от этого не деться. В "Гамлете" мне играть разве только Могильщика, но при этом так играть, чтобы сам Иннокентий Михайлович Смоктуновский сказал: "Ну, Могильщика, конечно, пусть играет Дуров, а мне скромно Гамлета оставьте".

- Кстати, в современной версии Юрия Кары "Гамлет XXI века" Могильщика играет Армен Джигарханян. Как вы относитесь к вольному прочтению классики?

- Не понимаю этих перевертышей. Сейчас в постановках преобладает форма, а содержание уходит. При этом режиссеры не знают элементарной азбуки. Станиславский создал театральную систему Менделеева, а над ней теперешние умники смеются. Видел, как "Гамлета" играл в Германии Театр Голубых, есть там такой. Офелия у них - маленькая сисястая девка, бегала по сцене, тряся грудью и жопой. Если и были овации, то я не за такие овации. Или видел, как играли "Отелло" в шинелях. Да вы сыграйте по Шекспиру, то есть покажите, как ревность побеждает все на свете. Ревность, как и любовь, делает из людей сумасшедших, безумцев, преступников. Мы влюбляемся и крушим все на своем пути - семьи, дома, страны.

- Любовь - разрушительна?

- Любовь и созидает, но больше все же разрушает. Вот мы с вами сидим, и вдруг, допустим, я влюбился в вас, а вы в меня. Но: у вас - муж и двое детей, а у меня жена и тоже двое детей. А если поведемся на зов любви, то сколько людей сделаем несчастными: детей, родителей, жен?

- Лично вам удалось уберечься от всепоглощающей любви?

- В том-то и весь ужас, что от любви никуда не убежишь. Ромео сначала страдал из-за чувства к женщине-вамп - Розалинде, бродил по оливковым рощам, стараясь ее забыть, а когда однажды увидел на балу простую девочку Джульетту, то Розалинда моментально испарилась, как призрак. Вот так оно и бывает - повернул голову, и опа - попался. Любовь случилась, а вместе с ней начались беды.

- Фильм "Успех" с Леонидом Филатовым и вами в том числе - о нелегкой судьбе актеров. Следует ли отсюда вывод: актерская профессия - трагическая печать на человеке?

- Могу сказать точно: актер - мужская профессия. Если бы она была женская, то не умерли бы на сцене Москвин, Добронравов, Хмелев, Андрюша Миронов. Эти доски, которые называются сценой, требуют колоссальных затрат, включая здоровье. А тот, кто жалеет себя, бережет, для меня - не артист. И ни для кого не артист. Сейчас многие начинают хныкать: "Вот, я - любимый артист, столько сделал для народа, а теперь в таком плохом материальном положении". Но, уважаемый, разве в то время, когда ты играл, народ бездельничал? То, что мы на торчке, на виду, еще ничего не значит. Еще неизвестно, кто на Земле больше трудится и делает полезного: актер или шахтер? У летчиков-испытателей есть страшный пункт, который заносится в контракт: гибель. У актеров тоже есть такой роковой пункт - зрительское забвение, хотя в контракте он не значится. Но каждый актер должен знать: как только он исчезает с экрана или сцены, то его больше нет. То есть физически он, слава богу, есть, становится рядовым пенсионером, таким, как все мы. Но нечего при этом трезвонить всем о своих бывших заслугах: для публики ты умер. Особенно в наше жесткое время. Я не могу интересоваться каждым актером - у меня своя жизнь, свои роли. А вот пишут: "Актриса умерла одна, всеми забытая, голодная". Чтобы не чувствовать себя одиноким на пенсии, для этого нужны родные, близкие, внуки и хорошие с ними отношения. Еще не выношу, когда актеры начинают жаловаться - вот, я прославился в какой-то роли, ну, пил, ну, деньги не считал, и что же мне не помогают, кредиты не дают, квартиру не расширяют?

- Есть какая-нибудь закономерность, кому следует в первую очередь остерегаться забвения? Или все - в руках судьбы?

- Забвение всех подстерегает. Спросите на улице: "Кто такие Москвин, Эфрос, Тарасова?", и ответом на 99 процентов будет молчание. Комиков помнят дольше. Есть такой анекдот: "Трагик и комик сидят в кабаке и пьют. Трагик говорит: "Не берут - забыли..." А комик отвечает: "Не берут, б...ди, помнят!" Натворил этот комик, наверное, немало чего, за что его помнят.

- Чувствуете реальную преемственность с легендарными цирковыми дрессировщиками Дуровыми, в родстве с которыми состоите?

- Надоело об этом говорить - в Англии мне дали звание трагического клоуна. Это лучшее мое звание. Не знаю, генетически мне это передалось или как. Я легко играл и трагические роли, и комические: Когда играл в спектакле по Брехту, то женщина на весь зал закричала: "Ой, я описалась от хохота!" Это была хорошая реакция, красивая даже. Сыграл очень много и русской, и зарубежной классики. Но мой любимый автор - Достоевский, потому что он - вздернутый, нереалистичный, по сути своей - театральный. В его литературном письме много неправильного, даже неграмотного, но ни одного слова не выбросишь. Другой вопрос - кто сегодня идет нам на смену? Трудно сейчас обстоит дело с подготовкой актеров. Вот это платное обучение в театральных вузах - погибель, бич. Когда я был главным режиссером, то посмотрел очень много начинающих актеров - и из 200 взял в труппу только троих. Все остальные были с платных курсов и ничего не умели. Я говорил бедным ребятам: "Передай большой привет своему педагогу за то, что он взял у тебя бабки, нажился на тебе и тебя же обрек на верную гибель".

- Какие у вас отношения с Олегом Павловичем Табаковым, с которым вас связывают общие педагоги и одна Школа-студия МХАТ? Не завидуете его успешности, молодой жене?

- Да вы с ума сошли - какая может быть зависть? Однажды с Олегом у меня было недоразумение, но я даже ничего не стал выяснять по этому поводу. Хотя, наверное, должен был спросить: "Лелик, а вот объясни, что это было?" Но подумал, что Лелик, как кот Матроскин, как-то бы выкрутился и что-то придумал: Табаков - человек хитрый и, бесспорно, умный. А актер он просто замечательный! Что нам говорить про Табакова? Он принадлежит к той же высокой касте, что и Никита Михалков, и особо этого не скрывает, часто об этом сам говорит. Но мне такая жизнь, как у них, не нужна. Заявлять во всеуслышание: "Я - самый богатый актер" - нехорошо, бестактно и, простите, неинтеллигентно. А уж тем более говорить об этом студентам: "Вот когда достигнете моего уровня, тогда..." Что тогда? Ну что тогда? Господь уберег меня от зависти. Еще я умудрился ни у кого ничего не просить. Ни у людей, ни у государства не просил. Это дает мне право считать себя абсолютно свободным человеком. Да и терять мне нечего, кроме своих мозолистых рук. Впрочем, их я тоже не боюсь лишиться.

- Ощущение свободы сделало вас смелым, дерзким, бесстрашным?

- Это точно. Иногда такое ляпал, что некоторым было дурно. Во времена Брежнева сказал по телевизору, что у меня есть два государства: одно - мое личное, а второе - где я живу. И добавил: первое мне ближе и дороже. А второе - чуждое мне, и во втором, которое зовется державой, ничего от меня, Левы Дурова, не зависит. В этой державе все давно договорено, решено, продано. И зачем мне в его дела соваться?

- Тем не менее почти все любимые народом артисты пытались помочь своему народу - у знаменитости больше возможностей.

- И я пытался. Давным-давно был депутатом местного совета - выбрали помогать людям. А я никогда не был членом никаких партий. И когда я депутатствовал, со мной случилась смешная история. На прием приходит женщина и говорит: "Нас выселяют из дома, и мне дают однокомнатную квартиру, хотя мои дети - разнополые. Помогите!" Я даже не понял - что такое разнополые? Потом догадался, что это когда разные письки. Женщина стала плакать: "Милиция сказала, что выгонит нас на улицу в пятидневный срок". Я посмотрел в книжечку с правилами и прочитал: "Женщине по метражу не полагается двухкомнатная квартира". Но решил дать бедняжке напоследок совет: "Когда милиция придет вас выселять, то вы с разнополыми детьми орите в окно: ,,Люди, помогите, нас выселяют". Через несколько дней вызывает меня председатель райисполкома Шолохов и говорит: ,,Дуров, что вы делаете?" Я спросил: ,,Что я натворил на этот раз?" И слышу: ,,Женщина орала в окно: `Вы знаете артиста Дурова? Вот он, артист Дуров, сказал, что вы мне поможете, разгоните милицию и дадите мне двухкомнатную квартиру!` В результате женщине таки дали двухкомнатную квартиру. И я тут же отдал свой мандат. На этом моя депутатская миссия завершилась. Все-таки я рад, что однажды помог женщине с разнополыми детьми. Да и сам узнал, что значит слово `разнополые`. Какие все-таки придурки были в нашем правительстве, что придумывали такие определения.

- Лев Константинович, у вас такая сильная энергетика, такой заряд бодрости!

- Какой заряд? Это агония! Просто живу себе и играю по системе Станиславского. По Станиславскому анализирую психологические ситуации между людьми. Вот разберу нашу ситуацию: у вас желание - как можно больше вытянуть интересного из актера Дурова. А у меня задача - ответить на ваше желание и в то же время не быть фамильярным, грубым, пошлым, не оскорбить ваших журналистских помыслов. Поэтому актеры должны быть очень хорошими психологами.

- А среди молодых актеров есть хорошие последователи системы Станиславского?

- Володя Машков - замечательный актер и режиссер хороший. Кстати, я снимался в его фильме `Сирота Казанская`. Пытался предупредить Машкова: `У вас, Володя, могут быть неприятности из-за того, что взяли меня на роль - ведь я Дуров`. Володя ответил: `Плевать мне на это. Я выбрал вас, и это мое решение`. Уж не знаю, какой системой пользуется он в своей игре, но актер он от Бога. Евгений Миронов - тоже сильный актер, правда, в некоторое время стал повторяться. Но его работа в фильме Хотиненко `Достоевский` очень убедительна.

- Сейчас все больше замечательных актеров увлекаются политикой, идут на выборы. Верите, что ими движет не тщеславие и не корысть?

- Когда меня заставляли вступать в партию, то я говорил: `Нет, потому что не согласен в вами, с коммунистами`. На вопрос `Почему не согласен?` со свойственной мне дуростью говорил: `Да потому, что вы все врете и перевираете`. Некий Бугаев в райкоме партии все время меня пытался сделать идейным и воспитывал, направлял на путь истинный. Однажды я ему задал прямой вопрос: `Вот я, безграмотный пацан, сижу на голубятне и слышу - звучит странная, но потрясающая музыка. Потом я узнал, кто это написал. А вы тогда этого композитора гнобили, с грязью смешивали. А через десятки лет объявили, что этот композитор - гений. Я же знал, что он гений, будучи еще на голубятне, безграмотным пацаном. И как я могу вам верить? Разве можно вам верить и за вами идти? Этот композитор - Шостакович`. Но больше всего не давало мне покоя вот какое обстоятельство: у меня никогда не спрашивали, когда я поднимал руку `против`, - почему я это делаю? Никого не интересовало настоящее мнение людей. Ну и не хочу быть в стаде или в толпе. У меня свое мнение, свое отношение ко многим вещам, как человек имею на это свое право.

- Тем не менее вы не отказались от звания народного артиста СССР.

- Да потому, что к 1990 году партийные артисты все вымерли, и остались одни баламуты. Играл я много. А им надо было каждый год раздавать звания. А вот предыдущий приказ, о присвоении мне звания заслуженного артиста, пролежал три года под сукном, опять же из-за моего дурного языка.

- Смелый вы.

- Да не смелый, а безрассудный - сначала делаю, а потом соображаю, и бывает, что жалею о сделанном. Как-то в Ялте, во время сильного шторма, спас одного человека. В джинсах плюхнулся в воду и поплыл за утопающим, а когда начал его тащить за собой, услышал рядом мотор. В результате нас обоих спасли спортсмены на лодке. На следующий день подошла ко мне женщина и сказала: `Вы спасли моего мужа, вот вам в подарок его книжка`. Когда я прочитал несколько страниц книги, то с ужасом подумал: `Что я наделал, зачем спас этого писателя, будь он неладен? А так, столько бы людей спас от кошмара - читать его графоманские произведения`.

Резюме `Труда`

Лев Дуров, актер

Родился 23 декабря 1931 года в Москве.

Учился в Школе-студии МХАТ, окончил в 1954-м.

Служил в Центральном детском театре, `Ленкоме`. С 1967 года Лев Дуров играет на сцене Театра на Малой Бронной. В его фильмографии больше полусотни ролей, среди которых роли в сериалах `Семнадцать мгновений весны` (1973) и "Бандитский Петербург" (2001), фильмах "Аленький цветочек" (1977), "Мастер и Маргарита" (1994).

Подробнее: http://news.mail.ru/society/6889070/?page=2
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован