19 января 2010
4351

Иван Павлович Артюхов: `Теперь я настоящий ректор!`

Иван Павлович Артюхов - ректор Красноярской Государственной Медицинской Академии. По-сути, главный учитель будущих врачей. Звучит солидно, да и сам он человек солидный, но легкий на подъем. Он не сидит на месте и не руководит из кабинета. Ректора можно застать и в общежитии Академии и в Законодательном собрании края. На интервью Иван Павлович время выкроил, но судя по тому, как разрывались телефоны и собирался народ в приемной, график у него плотный всегда.
Он всегда в движении - вводит новые факультеты, разрабатывает законопроекты и, главное, ответственный за то какие врачи через несколько лет будут лечить нас с вами.

-- Иван Павлович, всего несколько месяцев осталось до начала вступительных экзаменов, накануне КрасГМА прошла лицензирование. Что это значит для Академии и для Вас как для ректора?


-- Я повторю слова Бориса Степановича Гракова (бывшего ректора Академии прим.автора), когда он прошел аттестацию первый раз: "Хоть я и четвертый год работаю ректором, после проверки и аттестации можно считать себя настоящим ректором". Вот и я так же... Что это значит? Во - первых, следующие пять лет мы имеем право оказывать образовательные услуги по всем специальностям, которые у нас были, кроме того подтверждено право существования фармацевтического факультета, он хоть и действует два года, но был на правах кандидатских. Мы открыли факультет медицинской психологии. Кроме того, Академии разрешили увеличить набор студентов, сейчас у нас 5 тысяч так называемый контингент - врачи и студенты, а можно будет обучать 6 тысяч. Мы активно выходим на рынок для привлечения абитуриентов и повышения квалификации врачей.
Второе - дана оценка работы ВУЗа за прошедшие пять лет, и в выводах комиссии не прописано ни одного замечания! Это серьезный успех. Есть рекомендации экспертов - и по материально-технической базе, и по системе взаимодействия с органами здравоохранения, по трудоустройству. Это общероссийские проблемы, не только краевые. Но наша особенность в том, что мы набрали скорость за три последних года, а теперь идем на качество. Увеличивать количество абитуриентов очень сложно. Когда я начинал свою первую приемную комиссию, было 32 тысячи выпускников, в этом году 26 тысяч. За 4 года на 6 тысяч уменьшилось число абитуриентов.

-- Значит ли это, что в Академию будет легче поступить, и пройдут те абитуриенты, которых раньше бы отсеяли?

-- Нет. Планку мы держим высокую. В прошлом году на бюджетной основе на стоматологический факультет у нас были зачислены только медалисты. И все. Такая же ситуация будет в этом году. У нас ежегодно поступает 150 золотых медалистов, а из них, как правило, получаются неплохие врачи.
Мы ведем активную работу на рынке образовательных услуг. У нас есть специальный отдел корпоративной культуры. Занимаемся этой работой и на кафедрах и в тех районах, откуда приезжают студенты - они приходят в школы, рассказывают об Академии, раздают буклеты.
В прошлом году в крае было 28 тысяч выпускников, но конкурс возрос и мы набрали на внебюджетной основе дополнительно 200 человек. Все ВУЗы города получили минус или вообще недобор, а мы получили плюс 200. Это значит, что медицинская специальность продолжает быть востребованной.

-- Иван Павлович, сейчас стоит вопрос о вхождении медицинских ВУЗов России в так называемый "Болонский процесс". В чем его суть?

-- Это единое образовательное пространство Европы, в котором признаются дипломы всех участников процесса. На сегодняшний день 46 стран Европы и Россия подписали Болонское соглашение. Пока наш учебный план еще полностью не совпадает с планами других стран, но в этом году выйдет образовательный стандарт третьего поколения. Это значит, что мы будем учиться так же, как, скажем, в Германии или во Франции.

-- И молодой специалист с дипломом КрасГМА может приехать во Францию, например, и работать там врачом без дополнительного обучения?


-- Да, без подтверждения на различных уровнях он может иметь там работу. С одной стороны это хорошо, это значит -- нас признают. С другой стороны это плохо для здравоохранения Красноярского края - это значит дармовая рабочая сила, хорошие врачи из нашей медицинской академии поедут на самую черную работу во Францию, Италию, другие страны Европы. И где они будут работать? Сначала около регистратуры, потом в регистратуре...Мы же знаем, что на самом деле значит должность "помощник врача". Молодых специалистов там своих хватает, а вот оплата труда за границей в разы больше.

-- Учитывая, в том числе и такую возможность, не вернуть ли систему распределения выпускников медицинских ВУЗов?

-- Сейчас надо связывать экономически. Условно, у нас 50 тысяч рублей стоит год обучения одного студента, шесть лет -- 350 тысяч. Государство заплатило эти деньги и выпускника надо направить в те районы, где специалистов не хватает. Это должно быть кредитом. Человек подписал целевой кредит - обязан вернуться. Но ситуация такая, что выпускники не хотят возвращаться - либо там нет жилья, либо имеют все возможности устроиться в Красноярске, поэтому никто не собирается ехать в районы. Надо на уровне Федерации ввести систему образовательных кредитов, в случае неотработки, считать это невыполнением обязательств, деньги должны быть возвращены государству. И Леонид Рошаль сегодня говорит об этом.
Мы давно внесли проект краевого закона об "Образовательном кредите" в Законодательное собрание края. Губернатор Хлопонин дал команду, что 200 абитуриентов можно взять за счет образовательного кредита. Прошло уже два месяца, как я отдал этот законопроект депутатам. Слушания назначили на май, а до вступительных экзаменов осталось всего ничего.

-- В чем суть этого законопроекта?


--Суть такова: краевая администрация перечисляет уполномоченному банку деньги за обучение 200 студентов, по представлению краевого агентства здравоохранения , не по представлению районов, а именно краевого агентства. Я так считаю. И агентство проводит конкурс для тех районов, где плохая обеспеченность врачами. Кто желает поступить в красноярскую медакадемию, администрация заплатила. Сам ты не можешь поступить - либо мозгов не хватает, либо денег, чтобы нанять репетитора... всем эта ситуация понятна, что тут говорить. Поэтому, заключил договор, 300 тысяч за его обучение заплатила краевая администрация, он едет в район, отработал 3-5 лет, возвращается, На селе его обеспечивают жильем, а может он за 5 лет пустит там корни. Вот это что даст -- 200 врачей ежегодно для районов края. Другого выхода я не вижу. Но это долгосрочная программа, 6 лет надо ждать. Краткосрочное решение - это повышение качества. Всегда в стране было принято, что все врачи должны были работать на полторы ставки, добивались четвертушки и т.д. Значит, страна понимала, что не хватает 50 процентов врачей. Но набор студентов снижался, это я сейчас бомблю Москву, и отстаиваю все места. Раньше набор в наш ВУЗ был 600 человек, в прошлом году эта цифра была 395.


-- В России большое количество медицинских ВУЗов, какое положение среди них занимает Красноярская медицинская Академия?


-- Когда я пришел на пост ректора, среди профильных ВУЗов мы были на 17 месте в Российской Федерации. Понятно, на первых местах три московских, затем шли питерские. Томск - исторически сильный институт -- все наши врачи довоенные учились в Томске, Казани. Красноярск был закрытым городом, у нас должны были быть ракеты, спутники, на медицинскую науку ставку не делали. ВУЗы, которые, имели вокруг себя НИИ, всегда процветали. Политически так сложилось, что развивались институты европейской части.
Сейчас мы занимаем 9 место, вероятность подняться еще выше проблематична, потому что итог подводят не машины, а люди.
А у нас такие показатели : 90 процентов врачей - выпускников Академии трудоустроено в государственных медицинских учреждений, 10 в частных клиниках. У нас нет рекламации на выпуск. От исполнительной власти за 4 года не поступало ни одной жалобы на качество подготовки врачей.

-- Кто учит будущих врачей, расскажите о своей команде...

-- Из прежнего руководящего состава, только Павел Афанасьевич Самотесов остался работать, всем остальным был вынужден сказать "спасибо за работу". В должности проректоров требовались единомышленники, мы сделали ставку на проектную работу и командное исполнение. Все проректоры, кроме меня, закончили школу с золотыми медалями, не по этим качествам я подбирал команду, это уже потом анализ показал. Все красные дипломы получили в ВУЗах, все доктора наук, защитившиеся до 40 лет . Это настоящие лидеры. У нас бурное обсуждение на ректорате, но система управления дает о себе знать.
60 процентов студентов занимаются в "Научном обществе" Академии, и в прошлом году ребята заняли первое место в России. Мы издаем сборник студенческих работ ежегодно, ребята выезжают на различные конференции, семинары.
У нас проходил первый сибирский съезд молодых ученых и студентов под эгидой Квашнина. Устраивали Сибирский, а приехали ученые из Белоруссии, Москвы, других городов России.

-- Ваш рабочий график расписан по минутам - встречи, конференции, совещания, сейчас мобильный в который раз дал о себе знать....
Вы все успеваете, откуда столько энергии ?

-- Мама с папой постарались и генетика. Мне через год будет 50 лет, к юбилею планирую выпустить книгу. Пока рабочее название "Архитектор своей судьбы". Начал изучать свои корни и нашел истоки с 1832 года. Выяснил, что из Могилевской области в Сибирь прибыл Сергей Андреевич Артюхов в возрасте 62 лет, дочери которого было 5 лет, с ним приехало 10 душ мужского полу, женщин не считали, потому что на них землю не давали. Мой прапрадед приехал покорять Сибирь так мы здесь и остались.
И еще школы. Сначала это был интернат в Иланске для детей железнодорожников, куда собирали ребятишек со всех полустанков.
Со мной там учился Толя Тубольцев - заместитель губернатора края по здравоохранению. Потом была 41 школа в Красноярске - там, кстати, Александр Усс - председатель Законодательного собрания края учился. Эти школы давали путевку в жизнь, там учили быть лидерами. После школы я сразу не поступил в медицинский институт и пошел работать токарем на радиозавод. На этом крупнейшем оборонном предприятии я прошел уже жизненную школу.
Я и спорт люблю, не понимаю тех, кто сидит на одном месте! Я вот посижу в кабинете минут 10, и пошел по кафедрам, общежитиям...

-- Я знаю, что Вы - человек с юмором, частенько знакомым розыгрыши устраиваете, в студенческих мероприятиях участвуете. Ректор с душой студента?

-- Да, пошутить я люблю...
А я и не отгораживаюсь от студентов. Это сейчас я сменил номер мобильного, а еще совсем недавно его мог узнать любой студент - я номер телефона размещал на нашем сайте в Интернете. Вот когда студентки начали свидания назначать, пришлось сменить.... У меня еще на первом этаже Академии стоит ящик для писем ректору. Все послания внимательно изучаю - а иначе нельзя, надо чувствовать, чем живут студенты.

-- У Вас уже должна начаться новая встреча, а у меня еще столько вопросов осталось, так что еще одно интервью просто необходимо запланировать!


--Обещаю!

-- И в завершении, что бы Вы хотели пожелать посетителям Сибирского медицинского портала?

-- Не останавливать поиск, есть Сибирский медицинский портал, и есть еще сайт медицинской Академии www.krasgma.ru так что и к нам заходите!

Наталья Жабыко
http://www.sibmedport.ru/article.php?art&id=764FA9713C11AA685159C15630379A69&type=100
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован