13 ноября 2007
2956

Иван Новицкий: Человек от земли

Несколько лет назад Земельный кодекс разрешил в России частную собственность, на землю. Однако в Москве и сейчас гражданам отдают ее со страшным скрипом. Людей, ставших латифундистами, можно перечислить по пальцам. Но, возможно, все изменится, когда Мосгордума примет новый закон о землепользовании. Уже на днях думцы обсудят его в первом чтении. Об основных положениях закона и о проблемах, возникающих при оформлении земли в собственность, рассказал "МК" депутат Мосгордумы, член фракции "Единая Россия" Иван Новицкий

- Иван Юрьевич, вы долгое время занимаетесь в Думе вопросами земельных правоотношений. В чем, на ваш взгляд, главные проблемы земельного законодательства?

- Земельное законодательство в нашей стране одно из самых сложных не только в юридическом, но и в политическом плане. Еще в 1993 году указ Ельцина прекратил действие половины статей Земельного кодекса, велась политическая борьба за право на приватизацию земли. Результатом стало и то, что в принятом в 1998 году Гражданском кодексе действовали все главы, кроме одной - 17-й, которая была посвящена земельным отношениям. Она вступила в силу лишь в 2002 году, с принятием Земельного кодекса РФ. В итоге в течение всех 90-х годов прошлого века существовало всего несколько законов, регулирующих вопросы земельных отношений. Частично они отражались в указах президента. А дальше все сводилось к тому, признавали руководители субъектов РФ эти указы или нет. Был указ, предоставляющий право отдавать землю в собственность гражданам. Когда в конце 90-х годов в одной из областей на его основании людям разрешили приватизировать землю, началась дикая шумиха в прессе. В Москве земельные участки в собственность граждане и юрлица стали получать и приобретать совсем недавно...

- Тем не менее раздача земли в собственность гражданам в столице идет, мягко говоря, вяло. Почему?

- Уже несколько лет город проводит межевание земельных участков - чтобы впоследствии можно было оформлять их в собственность. Где-то год назад Юрий Лужков спросил на заседании правительства чиновников: сколько участков под многоквартирными домами размежевано? Оказалось, всего 800 - на 10 тысяч домов! А потом выяснилось и вовсе странное: земля зарегистрирована в собственность всего под тремя домами! Принципиально ситуация не изменилась до сих пор. Межевание проводили архитекторы в соответствии с существующими нормативами. И оказалось, что если им (нормативам) следовать, то домам отходят огромные участки с детскими, спортивными площадками, автостоянками... Теоретически жители могут огородить их и заявить: все, это наше, никого сюда не пустим. И тогда мэр попросил все перемежевать заново. Но как сделать так, чтобы, с одной стороны, и нормативы соблюсти, а с другой - сохранить все детские площадки и прочее? Есть и другой вопрос: как жители смогут обеспечить финансирование отошедших им территорий? Да-да! Ведь, получив частную собственность, они будут обязаны содержать не только дома, но и участки. А значит, ремонтировать асфальт за свой счет и прочее...

- Проблема не только в этом. Но и в том, что решение о согласии оформить землю в частную собственность должны принять все без исключения члены ТСЖ, так?

- Да. После проведения межевания по закону жители должны собраться и принять решение, что они готовы приватизировать землю. А если кто-то против? Вот в чем маразм ситуации! Положим, на первом этаже дома - магазин, но юридические лица в отличие от жителей должны будут за право собственности заплатить. А вдруг они не захотят? Логично было бы позволить им взять эту землю в аренду. Но! Это невозможно, ибо Жилищный кодекс трактует все однозначно: либо вы берете землю в собственность, либо никак. То есть, с одной стороны, люди обязаны оформить это право собственности, с другой - не смогут выполнить закон. Поэтому я разрабатываю законодательную инициативу об изменении федерального закона, которая позволит в таких ситуациях оформлять землю в аренду.

- Что все-таки будет, если жители не согласятся приватизировать землю? Их оштрафуют?

- Нет, земля останется в собственности города. Просто за нее никто не будет платить. И Налоговая инспекция начнет спрашивать земельные платежи не с кого-нибудь, а с жителей. С1991 года землепользование у нас платное. И предполагается, что если у вас есть частная собственность, вы обязаны оформить землю под ней. Не оформили - ваши проблемы. Все равно вам придется вносить за нее земельные платежи. Такие случаи известны.

- Из-за этого и тормозится процесс передачи земли в частную собственность физическим лицам?

- Не только. Есть еще одна проблема. Наши органы власти, принимающие решения о предоставлении участков, не договорились с федеральным органом, который регистрирует право на землю, Росрегистрацией, о формах и содержании документов, с помощью которых можно все это осуществить. То есть никому не ясно, какие должны быть бумаги. Поэтому очень часто Росрегистрация заворачивает документы, уже подготовленные для приватизации столичными префектурами, - Росрегистрацию не удовлетворяют формы документов. Колоссальными усилиями 13 гражданам Москвы, имеющим частные дома, удалось оформить землю в собственность (речь идет о дачном товариществе "Здоровый отдых" в ЗАО). Эти 13 человек мучились несколько лет и в итоге стали подопытными кроликами, на которых отрабатывали механизм этой бюрократической бумажной работы.

- Чем вызвана необходимость принятия нового закона о землепользовании в столице?

- После принятия Земельного кодекса Москва приняла закон о землепользовании и застройке. Однако теперь все то, что касается застройки, будет регулироваться Градостроительным кодексом Москвы. А все, что касается земельных отношений, мы пропишем в законе о землепользовании. И это очень важно в свете роста конфликтных ситуаций, которые возникают вокруг строительства ряда объектов города. Речь идет о нормах, регулирующих право собственности на землю, аренды, резервирования и изъятия земель, сервитутов... Однако законопроект, внесенный в Думу правительством, нуждается в серьезной доработке.

Например, до сих пор не ясно, куда граждане, желающие оформить землю в собственность, должны подавать документы, - это не написано ни в одном законодательном акте города! Надеюсь, мы внесем такие поправки в новый закон, чтобы была хоть какая-то ясность. А пока советуем всем желающим готовить сразу по три комплекта документов и относить их в префектуру, правительство Москвы и территориальный орган Департамента земельных ресурсов города Москвы. Еще один момент, который мы хотим прописать в законе, - сроки рассмотрения таких документов. Сейчас федеральный закон предполагает, что решение по ним должно быть вынесено в течение двух недель. Однако зачастую оно растягивается на несколько месяцев. Мы даже видели документы, где было написано: "Срок рассмотрения - 5 месяцев". В таких ситуациях приходится вмешиваться лично и даже писать запросы важным чиновникам.

- Помнится, пару лет назад вы вмешивались в разрешение весьма пикантной ситуации, которая сложилась в Подрезкове, в садоводческом товариществе "Метростроевец", где жители не могли оформить собственность на землю. Все уладилось?

- Нет, там все так и продолжается и по сей день - они были у нас буквально на днях! Получилось так, что граница между Москвой и областью проходит по центральной улице их садоводческого товарищества. И земля под 2/3 домов юридически принадлежит Москве, а под остальными - области. Однако после обращений граждан выяснилось: ни Москва, ни область признавать эту землю своей не хотят! И хотят, чтобы с ситуацией разбирался соседний регион. Это фантастика! По некоторым территориям с неясной принадлежностью идут ожесточенные многолетние споры, а тут земля просто никому не нужна. И из-за этого право на землю садоводы оформить не могут до настоящего времени.

- Сейчас много говорят о "дачной амнистии". С какими проблемами сталкиваются москвичи, которые хотят оформить свои земли в собственность по установленному федеральным законом упрощенному порядку?

- Да примерно с такими же. Надо отметить, что сей закон распространяется не только на дачнков и садоводов, но и на всех, кто имеет в пользовании дома, земельные участки, гаражи - как в составе дачных товариществ, так и индивидуально. В Москве этот закон лишь недавно начал потихоньку работать. Хотя еще никто не оформил землю в соответствии с ним. Как я уже говорил, не определен орган, который был бы уполномочен принимать решения по этим вопросам и нести ответственность по этим решениям. По этому поводу я не раз обращался в правительство города. Установленные законом двухнедельные сроки для принятия решений по таким обращениям также не соблюдаются - в Западном округе сейчас рассматривается 91 обращение граждан, многие из них подали их еще в феврале! Но ни одного решения пока не принято.

- А как же те 13 человек, которым удалось выбить право частной собственности на землю?

- Они получили его в соответствии с другим законом - "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях", который действует с 1998 года. А закон о "дачной амнистии" вступил в силу всего год назад.

- Вы не раз поднимали еще одну важную проблему - до 2009 года столица должна определиться с принадлежностью недвижимости, которую сейчас город сдает в аренду

- Это архиважная проблема, которую столичные чиновники, по-моему, недооценивают. С 1 января 2009 года, согласно федеральному закону, столица должна будет освободиться от всей недвижимости, которая не используется для госнужд. То есть передать ее либо муниципальным образованиям, либо федералам, либо продать в частную собственность. Иными словами, все, что сейчас сдается городом в аренду, должно обрести хозяина. Сегодня Москва сдает в аренду порядка 7 миллионов квадратных метров площадей. Есть сильное подозрение, что упомянутый закон был пролоббирован людьми, которые просто хотят расхватать дорогую московскую собственность. А город лишится доходов примерно в 10 миллиардов рублей в год - столько приносит аренда. Только в трех странах мира города не имеют в своей собственности помещений, чтобы сдавать их в аренду! В лучшем случае нам удастся оттянуть срок этого "часа икс". А если не удастся? Я не раз выступал на сей счет, в том числе на заседании правительства Москвы, писал чиновникам, но ничего не делается!

- Недавно на думской комиссии вы приоткрыли завесу тайны еще над одной проблемой - почему не выполняется в столице программа строительства доступных гостиниц. Расскажите об этом подробнее...

- Действительно, Москва приняла программу строительства гостиниц - до 2010 года их должно стать втрое больше. Ведь сейчас в нашем городе обеспеченность гостиницами в 3-4 раза ниже, чем в европейских столицах. Однако программа серьезно тормозится из-за чиновников. Изначально город выбрал правильную тактику - чтобы инвестор вложил деньги в строительство трехзвездочной гостиницы, которая окупается 8 лет (это одни из самых медленно окупаемых объектов недвижимости!), его нужно заинтересовать. И город пошел на беспрецедентные меры стимулирования бизнеса - например, уменьшил стоимость выкупа права аренды и размер арендной платы на землю в два раза в течение первых трех лет работы гостиницы. Однако инвестор должен подготовить и оплатить всю исходно-разрешительную документацию, сделать за свой счет проект. В действующем законе существует и норма о том, что если земельный участок формируется по предложению инвестора и за его счет, то решением правительства Москвы он может быть предоставлен ему на бесконкурсной основе. И вот, положим, инвестор находит участок, согласовывает его с префектурой, делает проект... И тут в дело вмешались другие московские чиновники, Мосинвестконтроль, которые заявили: все участки в городе должны разыгрываться по тендеру (хотя этот постулат опровергнул арбитражный суд!). Представляете себе инвестора - он выложил уже кучу денег и подготовился строить, а ему предлагают поучаствовать в конкурсе на этот участок! На основании этих не соответствующих закону аргументов Мосинвестконтроль приостановил строительство нескольких десятков гостиниц в городе. И весь трагизм ситуации в том, что Мосинвестконтролю удалось убедить в своей правоте мэра. Но мы очень надеемся, что разубедим Юрия Михайловича. Ведь уже сейчас можно прогнозировать, что из 100 заявленных (в том числе и на международных форумах) к вводу в 2008 году гостиниц будет введено, дай бог, 30. Наносится не только ущерб инвесторам, добросовестно выполняющим свои обязательства перед городом. Город превращается в недобросовестного и непредсказуемого партнера, меняющего правила в период исполнения взаимных обязательств.

- Как вы считаете, чего сегодня не хватает московскому законодательству о земле?

- До определенного времени законодательство Москвы в области земельных отношений опережало федеральное. Сейчас, мне кажется, мы начинаем отставать. С одной стороны, на то есть объективные причины - федеральные законы все более полно регулируют вопросы, связанные с землепользованием. С другой стороны, мы перестали заниматься законодательным регулированием наших местных проблем. И это наша задача на ближайшие годы. Нам уже нет нужды переписывать нормы федерального законодательства, нам необходимо московскими законами решать свои специфические проблемы. Решать их в интересах как каждого москвича, так и в интересах всех жителей Москвы и города в целом.

Екатерина Пичурина
Московский комсомолец, 13 ноября 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован