Эксклюзив
05 декабря 2008
14726

Александр Кузнецов: Бюрократия и коррупция в России

- логика развития бюрократии в стране с 1991 года, (тенденции, особенности)

В период с 1991 года произошли процессы, которые показали, что основные элементы бюрократической структуры Советского Союза (принятие решение через строго определенные каналы, иерархичность в решении вопросов, личный интерес чиновника и т.д.) не только не были ослаблены, но и, наоборот, получили новое развитие.
Революция 1991 года, по сути, являлась номенклатурной. Советская партийно-хозяйственная номенклатура (бюрократия) являясь просвещенной и хорошо структурированной бюрократией власти осуществила переход в систему новых общественных отношений, сменив идеологический вектор, но без изменения структуры (переструктурирования).

При сокращении населения России по сравнению с населением СССР государственно-чиновничий аппарат не только не сократился, но и даже вырос примерно на 25 %. Попытки проведения по крайней мере четырех крупных административных реформ за все последние годы не дали сколь либо видимого результата (или стали только толчком к росту бюрократических структур), так как больше имели тактические, а не стратегические цели. К настоящему времени уровень "многослойности" бюрократии возрос как минимум на треть, при этом "внутренняя многослойность" на региональном уровне увеличилась в разы. Система самоуправления не состоялась и интерес к ней сегодня минимален (равно как и возможности ее финансирования).

Последовательно: захват просвещенной и хорошо структурированной бюрократией власти, выход из-под общественного контроля, захват контроля над ресурсами государства, контроль над правовым полем и средствами легитимизации власти. Захватывая власть, она мгновенно коррумпируется, получает доступ к ресурсам, рычагам управления и в отсутствие общественного контроля превращает государство в источник собственного корпоративного обогащения.

Главный ущерб проводимой политики идеологическое (энергоинформационное) размагничивание страны как структурированной системы. На всех уровнях и по всем направлениям. Ликвидация ее геополитической и цивилизационной субъектности. Потеря вектора цели и деструктурирование социального общества.
Объективный анализ показывает, что бюрократия в России в сложный период развития сыграла определенную положительную роль - она содействовала сплочению государства, так как понимала, что при окончательном развале государства она потеряет все. При этом она выжала по максимуму все для себя из существовавшего хаотического состояния страны.

Сегодня бюрократия - главная "партия власти" прежде всего потому, что она организует как экономическую, так и политическую жизнь страны. Ее интересы - в развитии страны (большая прибыль), растёт Валовой внутренний продукт, но под ее контролем, а не под контролем общества. С этим приходится считаться любому политику в России.

Соответственно лозунг "борьбы с бюрократией" - не имеет будущего, хотя на определенном этапе и привлекателен для отдельных политиков.

Встает вопрос о новом лозунге - "новая российская бюрократия" как двигатель страны. Сейчас такой момент, когда можно запустить идею "перестройки бюрократии" с минимальными потерями - экономическое состояние страны таково, что такая перестройка не грозит серьезными потрясениями.

- экономическая и политическая роль бюрократии

Экономическая и политическая роль бюрократии определены функциональной ролью бюрократии во взаимоотношении с обществом. Бюрократия от имени государства должна собрать налоги (экономика), и на эти деньги защитить от внешнего врага (внешняя политика), показать легитимность данного процесса и идеологически его обосновать (внутренняя политика).

Общий вектор: чиновник служит гражданам, прямо или косвенно, в структуре государственной власти. Самый совершенный бюрократический аппарат является мультипликатором власти, но, ни в коем случае не самой властью. Закон разделяет права чиновника и гражданина очень чётко: чиновник может только то, что разрешено; гражданин может всё, что не запрещено. В противном случае общество меняет субъектов власти через систему выборов. Если нельзя сменить через выборы (систему легитимизации власти), то социальная апатия, застой, взрыв (революция). Это - императив гражданского общества, отличающий его от разных вариантов авторитаризма.

Идеология, даже ущербная, структурирует социальное общество в государство, а граждан в нацию. Бюрократия, как система не нуждается в идеологии, она мимикрирует под среду и занимает свободное правовое пространство. Политическая идеология, складывается спонтанно или создается целенаправленно для обеспечения процессов отправления властных полномочий.

Конституция РФ 1993 года, законодательно определила, что никакая идеология не может быть господствующей или государственной. Чем меньше людей участвует в политике, и в государственных делах, тем крепче власть бюрократии. Результатом мы имеем симбиоз корпоративного бизнеса и корпорации чиновников. Это новое качества корпоративности проявляется в дальнейшем укреплении политико-экономических кланов, охватывающего основные сегменты корпоративного бизнеса и бюрократии как национального, так и регионального уровней.

- система организации и самоорганизации бюрократии

Государственная бюрократия есть мультипликатор (усилитель) государственной власти. Основные функции государства это сбор фискальных налогов и защита от внешнего врага. В имперской структуре государства существует аппарат местной власти (наместник, прокуратор, префект) формирующий доходы от фиска.
Совершенствование аппарата не есть его линейное увеличение. Как правило, эффективность работы аппарата обратно пропорциональна его размеру, с определённого оптимума. Самоорганизация аппарата, объективно ведет к его росту (эскалация самоорганизующейся системы). Организация аппарата предполагает внешнее принудительное воздействие, как правило, оптимизирующее процесс. При этом, соответствующее идеологическое обеспечение позволит минимизировать противодействие реформируемой (трансформируемой) системы.

Саморазвитие бюрократии не возможно без параллельного развития институтов гражданского общества. Политически пассивное население не заставит госаппарат служить обществу. Для успешного реформирования госаппарата необходимо, чтобы, зажатая с двух сторон, волей центральной власти и силой общественного мнения, инертная бюрократическая масса приняла неизбежность преобразований. Невозможно обойтись без создания условий максимального благоприятствования для роста гражданской активности.

- бюрократия и общество - самые сложные точки взаимодействия

Самые сложные точки взаимодействия бюрократии и общества определены функциональной ролью бюрократии во взаимоотношении с обществом. Бюрократия от имени государства должна собрать налоги, и на эти деньги защитить от внешнего врага. И показать легитимность данного процесса (официальная статистика, государственные СМИ, )

Общество объективно противодействует этим процессам в виде гражданского протеста (общественный контроль, политическая деятельность, выборы, независимые СМИ, ) Создание условий для невозможности выражения гражданской позиции (протеста) приводит к социальной апатии, застою, и развале государства от внутреннего или внешнего воздействия.

- бюрократия и коррупция

В нашем (Российском) бытовом понимании коррупция, как категория это системное взяточничество, то есть, уголовно наказуемое деяние, воспринимаемое как следствие отдельных издержек системы (недоработка правоохранительных органов, закрытость или ангажированность СМИ, слабость общественных контролирующих организаций, несовершенное законодательство о труде, т.д.)

Мы же имеем жестко структурированную связку госаппарата и крупного бизнеса в структуре государственной власти, защищённую исполнительными структурами, и политической идеологией правящей партии. Коррупция в России не есть отклонение от нормы, но есть сама норма.

Коррупция в России может являться предметом отдельного аналитического исследования, как минимум по 4-5 направлениям:

статистическое исследование;

законодательном (юридическо-правовом);

макроэкономический анализ;

этносоциальный аспект (этический) в полиэтническом государстве.

Бюрократия и коррупция стали в настоящее время в России тождественным понятием в полном объеме (для сравнения в СССР по всем опросам и анализам совпадение было в диапазоне от 40 до 65 %). Государственная служба (причем все ее уровни) рассматривается абсолютным большинством как источник дохода (причем в основном кратковременного и большого по объему), а не как форма самореализации.
100%, только разные по форме, содержанию и объему. Входя в структурированную систему, ты принимаешь (не принимаешь) условия структуризации. Условия структуризации - лояльность лидеру. Проявление лояльности внутри группы (стаи, шайки, землячества, и т.д.) - отдай лидеру (доминантному альфа - самцу) самый большой кусок, или помоги забрать его у другого. Тогда получишь свою долю с этого куска, либо тебе разрешат отобрать для себя. Если не принимаешь, стая тебя отторгает, ты либо погибаешь, либо организовываешь свою систему и структурируешь её по своим законам. Промежуточные состояния могут существовать незначительное время, как неустойчивые.

Главное на данном этапе - постараться "минимизировать" коррупцию через "внутрибюрократический контроль", где главным должно быть понимание чиновником того, что принятие тех или иных коррупционных по сути решений не будет наносить ущерба функционированию структуры в целом. То есть показать, что переход "красной черты" чиновником означает его автоматическое изгнание из системы. Одна из форм, возможно будет иметь эффект для взяточников-одиночек из провинции.

Вторая тема - возможность принятия значительного числа решений в экономической сфере "силовым путем" - то есть на высшем уровне (что не исключает коррупции, но объективно сужает ее возможности внизу - пример со строительством крупнейших западных автозаводов в России - после принятия решения на уровне Президента РФ трудности на региональном и местном уровнях были минимальными).

Это не вторая, а первая. А силовой путь это определение курса (вектора) развития (модернизации, трансформации, эволюции), создания идеологии политической партией, поддержанной большинством субъектов, участвующих в процессе исполнения, создание законов, на этой основе, исполнение действующих, создание системы ведомственных подзаконных актов и инструкций, и жёсткий контроль исполнения. И ещё более жёсткий контроль над контролёрами. И общественный контроль над теми и другими. Вот тогда это будет не произвол властей, не меж клановые разборки, а системная государственная политика по борьбе с коррупцией.

- бюрократия в России: перспективы в условиях необходимости модернизации страны

Сегодня государство имеет аппарат, сложившийся, как система в эпоху приватизации и структурированный под другую идеологию.

Во внутренней политике аппарат перешёл на системное обслуживание экономики. Под этот курс затачивается идеология элит, выстраивается госаппарат. При этом произошло лавинообразное втягивание в круг потребителей административного ресурса новых госструктур и функциональное деление на кланы.

В результате присвоения политической и административной ренты значительная часть чиновничества и бюрократии стала вторым после корпоративного бизнеса носителем крупной собственности.

Симбиоз корпоративного бизнеса и корпорации чиновников это не просто линейное сложение двух качеств, это структурирование сильной подсистемы внутри слабой государственной системы. При этом интересы систем паразитов (политико-экономических кланов) объективно противоречат интересам доминантной системы (государство). С целью идеологического прикрытия в оборот вводится категория "корпоративное государство".

Но интересы корпорации и государства не просто различны, они лежат в разных системах оценки. Так экономическая эффективность корпорации есть минимизация затрат с целью максимизации прибыли. А эффективность экономической политики государства определяет уровень безработицы и Валовой внутренний продукт. А это другая гражданская субъектность.

Аппарат обслуживающий "корпоративное государство" делится на функциональные группы влияния, обслуживающие интересы корпоративных групп, прежде (в ущерб) интересов государства работодателя (России). Такой аппарат объективно требует модернизации, то есть, переструктурирования под цели и задачи государства.
Во внешней политике сегодня, Россия настроена играть с Западом по своим, а не по его правилам. Более того, Россия готова всячески сдерживать экспансию Запада и в отношении ее самой, и тех территорий, которые нынче получили статус независимых государств, но над которыми Россия традиционно имела влияние. Эти геополитические тенденции явились производной стабилизационных процессов нашего государства и поддержкой общественности. Под этот курс затачивается идеология элит, выстраивается госаппарат.

По объективным причинам период начиная с 2008 года будет характеризоваться двумя важнейшими тенденциями: нарастание проблем в промышленной инфраструктуре (степень износа основных фондов превысила 70 % по основным параметрам), что потребует значительных финансовых средств и серьезных политических решений по ликвидации техногенных катастроф и одновременно начало нового модернизационного этапа, главным в котором будет создание нового промышленного потенциала по широкому профилю (от нанотехнологий до строительства нефтеперерабатывающих заводов), чего можно достичь только путем целевых программ с внутренними и внешними инвестициями (общим объемом не менее 35-40 миллиардов долларов в год).

При этом остается проблема повышения социального уровня жизни населения при возможных колебаниях цен на энергоносители и возрастающем разрыве между уровнем заработной платы и производительностью труда (в 2007 году рост зарплаты составил 24 %, рост производительности труда - 6 %).

В каких секторах? Рост реальной з/пл мы можем определить только в госсекторе, или там где её платят 100% в белую. Там производительность труда исчислить корректно и раньше было трудно, и расти ей (производительности) некуда. Экстенсивный труд, нормо-часы. А интенсивный труд оплачивается вчёрную, и чем производительней, тем черней.

С учетом этого необходимо выделить три основных вопроса:

Возможности эффективной модернизации через госкорпорации (при высокой степени бюрократизированности системы и с учетом того, что создание таких корпораций шло исключительно сверху, объективно ущемляя интересы значительного числа лиц, работавших в компаниях, вошедших в корпорации). Анализ того, как и каким образом принимаются в них основные решения, степень возможности влияния высшего уровня власти, согласованность между программами развития различных госкорпораций. Как невозможно из четырёх старых костюмов сшить одну дубленку, так невозможно из нескольких подсистем предыдущего уровня создать систему более высокого уровня, без качественного перехода.

Границы возможностей частного бизнеса в модернизационных проектах (какие возможности государство предоставляет напрямую бизнесу и на каких условиях (как бюрократия толкает и как тормозит проекты - на пример инвестпрограмм МЭРТ), прямое и косвенное бюрократическое влияние на бизнеспроекты (чиновники федерального и регионального уровня - кто больше и какие механизмы используются). Представляет интерес опыт Тэтчер, по внедрению рыночной модели поведения в нерыночный, по своему базисному типу аппарат правительства, под названием "Следующие шаги". Начиная с 1985 года, несмотря на смену премьеров и партии власти, находится в стадии внедрения.

Государственно-бюрократическое регулирование участия иностранного бизнеса в модернизационных проектах (где ограничиваем и почему, какие бюрократические механизмы используются, возможности решения на политическом уровне (Штокман как пример).

Очень интересный вопрос и очень актуальный сегодня. Тут очень важно понять, в чём суть игры в напёрсток. Для этого надо рассмотреть структуру бизнеса. ВВП есть рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства (труд).

Один из методов исчисления ВВП - по сумме произведенной продукции, когда суммируются только добавленные каждой фирмой стоимости, отделенной от рентных платежей, предыдущей стоимости (добавленная стоимость, созданная только на данном предприятии). Таким образом глубокая переработка сырья (нефти, леса, руды, ) становится более рентабельным бизнесом, чем просто добыча и транспорт.
- что делать?

Четкое определение стратегии развития госкорпораций, отказ от принципа механического объединения их составных частей при формировании, новые внутренние структурные принципы, предусматривающие минимальную "ступенчатость" при принятии важнейших решений.

Внутри госкорпораций - возможность расширения конкурсного руководства, создание специализированных подразделений (особенно в сфере высоких технологий) с минимальной степенью бюрократии при принятии решений, особенно оперативного характера).

Участие представителей власти в реальном управлении (минимизирование "представительства", решения в пользу профессионалов, а не уровня должности чиновников, ответственность представителей, а не только "наблюдательные функции").

Сочетание политических интересов с экономической реальностью (выбор зарубежных партнеров по принципу компетентности, а не лояльности того или иного государства по отношению к России, исключение ситуации выхода иностранного участника проекта только на одно гослицо, технологии важнее финансовых инвестиций и т.д.)

05 декабря 2008 года.
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован